Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

апсид

 

1. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

На апсиде церкви Зосимы и Савватия точно повторен оригинальный декор апсид Духовской церкви, а грани шатра украшены множеством тяг, лопаток и поясков со вставками зеленых поливных изразцов. Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаются одиночными вкраплениями на гранях шатра; на белом фоне стен они выглядят особенно эффектно. Как отзвук недавних ратных подвигов, на многих изразцах изображены воины и пушк...

2. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

Первоначальный облик Введенской церкви во многом схож с архитектурой Духовской: тот же характер плана, основные размеры, расположение оконных и дверных проемов, те же оригинальные украшения алтарных апсид. В отличие от Духовской, Введенская церковь поднята на высокий подклетный этаж, перекрытый сводами. Пятницкая церковь представляет собою большой бесстолпный храм с трапезной и открытой...

3. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Суриков. Исцеление слепорожденного К. В. Лебедев. Рождество Христово (акварель) М. В. Нестеров. Страстная седмица М. В. Нестеров. Христос благословляет отрока Варфоломея (Преподобного Сергия Радонежского) 1 сентября 1985 года. ...

4. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

С востока к палате примыкает высокая бесстолпная церковь Сергия с тремя полукружиями апсид, а с юга — малая трапезная палата для монастырской братии. Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; 5 — хлебодарня Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По всему периметру фасадов ритмично размещены полуколонны с «кудрявыми» капителями коринфского типа; высота их равна высоте стен. Над полуколон...

5. Посадские церкви

Балдина В отличие от церкви Рождества Христова Вознесенская церковь полностью сохранилась. Бесстолпный одноапсидный храм с трапезной, своды которой опираются на два столба, вблизи выглядит несколько приземистым и даже грузным. Это впечатление усиливают широкие спаренные пилястры по фасадам на углах церкви и трапезной, а также упрощенные формы оконных обрамлений. Все три яруса колокольни равновелики в плане, вследствие чего ее силуэт лишен традиционного сужения кверху; это делает тяжеловесным все сооружение. С западной стороны колокольню фланкируют два флигеля церковного притча, ...

6. Сушильная башня

Сушильная башня Второй вход в монастырь к северу от Красной башни бьи пробит в крепостной стене позднее: на иконных изображениях середины XVII века его еще нет, а в 1653 году Павел Алеппский входил через эти ворота; располагаясь против апсид Успенского собора, они получили название Успенских. Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одни...

7. Троицкий собор (1422—1423)

Это относительно небольшая четырехстолпная церковь с одной главой и тремя невысокими апсидами; строгую гладь ее стен завершают килевидные закомары, форму которых подхватывают два ряда кокошников, создавая переход к башнеобразному барабану, увенчанному шлемовидным куполом и крестом простого рисунка. Однако, несмотря на небольшие размеры, Троицкий собор производит впечатление величественного и мощного сооружения; весь его облик...

8. Успенский собор (1559—1585 гг.)

С востока он имеет пять слабо выступающих невысоких апсид. Белая гладь стен расчленена по вертикали сильно выступающими пилястрами, на которые опираются полукружья закомар, узкие высокие окна расположены двумя рядами, между ними — широкий а...

9. Надвратная церковь (1693-1699 гг.)

Нижний куб сооружения прорезан высокой аркой проездных ворот, в северном пилоне которых размещена просторная лестница; она выводит на верхнюю площадку, где расположен стройный и нарядно убранный трехапсидный храм, увенчанный пятью вытянутыми вверх гранеными главами. Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи точно повторяют детали убранства Трапезной: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам с «кудрявыми» капителями коринфского типа, профили развитого карниза ...

10. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

В основании главы четырехстолпного, с тремя высокими апсидами храма расположена открытая звонница на шести круглых приземистых столбах. В пролетах звонницы на дубовых брусьях висят колокола. Открытый внутрь купола барабан с узкими окнами является своеобразным резонатором звука. Церковь сложена из кирпича на белокаменном цоколе. Ее фасады расчленены четырьмя пилястрами, украшены узорчатым поясом из терракотовых балясин и изразцов. Своеобразно оформление апсидной части храма, ...

11. Историко-художественный музей-заповедник

В последствии в 1548 году над гробницей с его останками был возведен одноапсидный бесстолпный храм — так называемый Никоновский придел, отличающийся разнообразием декорировки стен. Придел вплотную примкнул к Троицкому собору, образовав с ним единый архитектурный комплекс. Однако это соединение двух построек прежде всего подчеркнуло взаимосвязь Учителя и Ученика, их духовную преемственность и нерасторжимость даже после смерти обоих. Только благодаря самоотверженному труду советских реставраторов этим, как и многим другим памятника...

12. Троицкий собор (1422—1423)

Но один фрагмент раскрытой живописи можно уверенно назвать первоначальным — это роспись дверного откоса в дьяконнике (южная апсида алтаря. Случилось так, что при установке серебряной раки над гробом Сергия Радонежского, изготовленной по повелению Ивана Грозного, необходимо было несколько сместить дверь в алтаре: один откос проема растесали, а другой приложили камнем. Благодаря этой прикладке дверной откос сохранил подлинную живопись XV века: по светлому золотистому фону свободно раскинут многоцветный переплетающий...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................