Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

богатство

 

1. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

Это представление становится особенно ярким при знакомстве с многочисленными изделиями из золота и серебра, поражающими разнообразием форм и богатством декоративного убранства. Иван Фомин. Потир. 1449 год. Вклад Василия II Еще в глубокой древности русские мастера в совершенстве овладели различными приемами обработки и украшения драгоценных металлов, основ...

2. Монастырь-крепость и посад в XVI веке

Популярность, а вместе с этим и богатство Троицкого монастыря росли и ширились. К концу XVI века в его владениях было уже более 2780 поселений. Монастырские власти не упускали случая напомнить царю, что и ему «свою царскую обитель подобает прославити ...

3. Музей-заповедник: Декоративные ткани

Павловский Посад Редчайшее по красоте богатство составляют орнаменты — то с пышными букетными узорами, то с мелкими, словно бисерными, рисунками, то с причудливыми восточными мотивами. Предельная насыщенность и яркое цветовое горение достигается живой игрой света и тени, придающей краскам...

4. Музей-заповедник: Живопись

Доверенное лицо Екатерины II, законоучитель наследника престола, друг известного екатерининского вельможи князя Потемкина, Платон стремился играть роль просвещенного иерарха, которому не чужды современный светский образ жизни, прогресс науки и искусства, нововведения в быту и обрядах, но всегда оставался при этом верным идеологом самодержавия. Большой пышностью и богатством в Троицком монастыре отличались и предметы церковного культа, на которых также сказалось влияние стиля эпохи. Значительная часть предметов убранства жилых покоев духовенства и церковной утвари XVIII—XIX веков составила коллекцию этог...

5. Историко-художественный музей-заповедник

Это изящное сооружение отличается богатством декора и тонкостью проработки всех деталей. Выстроенная по типу ярусных храмов — восьмерик на четверике, она имеет в основании прямоугольный объем с тремя постепенно уменьшающимися кверху восьмигранниками на нем, верхний из которых украшен куполом с крестом. Поставленная рядом с громадой Успенского собора, часовня выявляет мощь и высоту его стен и на их белом фоне смотрится резной раскраше...

6. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

Она же руководила многими реставрационными работами. Бережно хранится богатство национальной культуры— слава русского народа, а научные и популярные издания о Лавре являются свидетельством этого. Никогда в истории нашей страны так тщательно не изучались и не реставрировались архитектурные памятники Лавры, с...

7. Музей-заповедник: Резьба по камню

С большим искусством выполнены ими изделия из яшмы, известной своим бесконечным цветовым богатством и природной фантастической игрой прожилок. В музее представлено большое многообразие яшм красных оттенков — от густых темно-холодных до теплых сургучных и желтоватых тонов. Необычно выглядят предметы из редко встречающегося темно-розового камня орлеца (родонита), имеющего различные оттенки, вплоть до светло-розового с...

8. Музей-заповедник: Домовая резьба по дереву

Любое изделие народного искусства: пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш — поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения. Интерьер зала отдела декоративно-прикладного искусства Творчеству народных художников XVII—начала XX века посвящена экспозиция отдела музея «Русское народное искусство». Выносной ковш. Среднее Поволжье. XVIII в. Ковши-черпаки. Горьков...

9. Историко-художественный музей-заповедник

Цельная и напряженная по письму икона отличается большим колористическим богатством. Вишневый, темно-зеленый, коричневый и серый — основные тона, избранные художником для создания цветового строя этого произведения. Тема победы жизни над смертью нашла свое воплощение в иконе „Жены-мироносицы". Ее отличают динамизм композицион...

10. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него «всякое изделие». Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного ...

11. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Келарь был единоличным распорядителем огромного монастырского хозяйства, богатство которого не уступало даже царскому. Недаром Павел Алеппский писал, что в этой стране «почитают трех правителей — царя, патриарха и келаря Святой Троицы». Со временем прежние кельи келаря и гостиница стали тесны, и в 1643 году на их месте, непосредственно на крепостной стене, «созидаемы убо келарские службы каменным гостиным палатам ветхости ради наново, идеж гос...

12. Историко-художественный музей-заповедник

Икона привлекает колористическим богатством темно-красных и зеленых тонов, стремлением к передаче перспективы и выявлению объемов. Интерьер, бытовые детали — кувшин, лохань и потир кажутся здесь списанными с натуры. Но едва ли не главное в иконе — проявившийся в ней интерес к реальному человеку. Именно это составляет одну из самых примечательных сторон искусства Симона Ушакова, творчеством котор...

13. Монастырь и слободы в XV веке

Троице-Сергиева обитель начинает превращаться в крупнейшего собственника-феодала, богатство которого непрерывно растет, создавая широкие возможности для строительства и украшения монастырских зданий. Соперничая с другими удельными княжествами, великие московские князья стремились заручиться поддержкой Троицкого монастыря. Они оказывали ему...

14. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

В восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь Преподобного Афанасия Высоцкого,— каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих— несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием Радонежским византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-историческое богатство. Еще в ранней юности он был свидетелем того, чем богат был «Григорьев Затвор» Ростовского Кремля, где он, как боярский сын, несомненно бывал. В этом греческом монастыре святого Григория Богослова Богослужение с XII века совершалось так же, как и во многих византийских монастырях. Греческие монахи не могли не оставить в душе будущего строителя Дома Живоначальной Троицы то лучшее, что они принесли с собой. (Быть может, не случайно среди книг Преподобно...

15. Троицкий собор (1422—1423)

Так и находились в местном ряду иконостаса две иконы «Троица», с пышными окладами, полностью скрывающими живопись, соперничая богатством своего драгоценного убранства. В конце XVI века, когда изготовлялось повторение рублевской иконы, последняя выглядела значительно потемневшей из-за многих слоев покрывавшей ее олифы и копоти — именно такой и зафиксировал ее иконописец-копиист. И только теперь, после освобождения обеих икон от метал...

16. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Крупнейший московский мастер XVII века, определивший на многие десятилетия пути развития русского церковного искусства, Симон Ушаков часто обращался к этому канону, один из образцов письма его школы постоянно украшает экспозицию Церковноархеологического кабинета. Особым богатством отличается иконография Богоматери, Благой Заступницы рода христианского. В Русской Православной Церкви почитаются около двухсот прославленных богородичных икон. Большинство списков с этих икон находится в академическом собрании. К числу наиболее совершенных по своему письму относится Донская икона Богоматери, которая свидетельствует о глубине молитвенного чувства художника, принадлежащего к кругу московских мастеров середины XVI века. Среди и...

17. Монастырь-крепость и посад во второй половине XVII века

Обе эти огромные постройки, завершенные в течение двух последних десятилетий XVII века, поражают исключительным великолепием и богатством убранства своих цветисто раскрашенных фасадов. Поставленные друг против друга, они эффектно оформили центр монастыря, придав ему законченность и стилистическое единство. Такую же яркую окраску и пышный декор получили фасады построенных в это же время надвратной...

18. Музей-заповедник: Орнаментальное шитье

В них нашли отражение характерные черты эпохи — красочность, узорчатость, богатство и многообразие декоративных элементов. Особенное распространение получило шитье жемчугом. ...

19. Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; 5 — хлебодарня Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По всему периметру фасадов ритмично размещены полуколонны с «кудрявыми» капителями коринфского типа; высота их равна высоте стен. Над полуколоннами расположен многопрофильный карниз с модульонами, над ним — стена-парапет с полуциркульными скульптурными «раковинами»; каждая «раковина» служит завершением участка стены, в нижней части которой находи...

20. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание... Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они—питательная почва; в них его ко...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................