Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

киот

 

1. Красная башня

1956 Несмотря на свое важное для обороны местоположение, Красная башня и после надстройки в XVII веке оставалась самой низкой среди всех других башен монастыря и отличалась предельно скромным оформлением: только скупые тяги, украшавшие крепостные стены, переходили на ее фасады, да традиционный киот с иконой отмечал арку входных ворот. При этом основным архитектурным акцентом, подчеркивающим главный вход, являлась не сама башня, а нарядная пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи, ра...

2. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

Но и в этих традиционных формах проявляются самобытные черты духовной культуры Троице-Сергиевой Лавры, ставшей своеобразным историческим звеном в развитии шитья (облачения, покровы, пелены, плащаницы), литья (потиры, напрестольные кресты, оклады, образа), резьбы и других видов церковного искусства. В иконостасах и киотах удивительно тонко раскрыта тема «лозы», восходящая к Евангельской теме. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — Виноградарь.— Свидетельствует Христос Спаситель.— Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто С глубоким внутренним трепетом перед величием церковных Таинств, установленных Богом на земле, приступают к Божественной службе иноки, носящие...

3. Часовня Пятницкого колодца

Входной портал украшен колонками и киотом с пышными волютами по сторонам. Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток, Особенно эффектно выглядит часовня в солнечные дни, когда ярко сияет городчатый лемех деревянной кровли, а фигурный тес ее по-лицы отбрасывает узорчатую тень на белые стены здания. Группа церквей на Подоле ...

4. Музей-заповедник: Живопись конца XVI - начала XVI века

Свидетельством высокого мастерства столичных иконописцев являются иконы «Никола» и «Иоанн Предтеча — ангел пустыни», бывшие, возможно, створками какого-то киота. В стройных пропорциях изображений еще чувствуется прошлая величавость, они интересны по колориту, особенно фигура Иоанна Предтечи. Но образам их недостает глубокого внутреннего содержания, их отличает некоторая застылость и сухость. Складень-иконостас. Первая треть XVIIв. Фрагмент Второе направление в живописи этого времени связано с именами богатейших сольвычегодских купцов и известных меценатов Строгановых, явившихся основными заказчик...

5. Троицкий собор (1422—1423)

Следы фресковой живописи в нише киота дают основание полагать, что тут размещалась икона, и вероятнее всего — «Троица», которой посвящен не только храм, но и весь монастырь. (К сожалению, теперь собор почти не виден с запада из-за пристроенной паперти (XVI в) и очень близко поставленной двухэтажной ризницы (1781). С северной стороны объем собора кажется несколько грузным и тяжеловесным. Отсюда можно проследить еще одну редкую особенность храма — несоо...

6. Троицкий собор (1422—1423)

Ее своды и стены в интерьере удачно расписаны «под старину» в 1950 году; тогда же был выполнен резной киот для иконы «Явление Сергию Божьей матери». При реставрации Троицкого собора в 1966 году кровля Серапионовой палатки была несколько понижена, чтобы хорошо был виден орнаментальный пояс, украшающий южную стену храма. ...

7. Сушильная башня

Павел Алеппский так описывает оба входа в крепость «Монастырь имеет двое ворот с восточной стороны, больших и великолепных; над одними стоит огромный киот, это святые ворота, которые постоянно заперты и открываются только когда приедет патриарх или царь, для его входа. Вторые ворота (Успенские.— В. Б.) назначены для народа и животных. Патриарх (антиохийский — В. Б.) по обыкновению вышел из кареты и пошел, из почтения, пешком по ...

8. Водяная башня

Рядом с Водяной башней из крепостной стены выступает прямоугольный объем с аркой, над которой виден небольшой киот для иконы — это так называемые Водяные ворота. До сооружения восьмигранной угловой башни здесь располагалась другая башня, с планом в виде буквы «П» и с воротами между двумя прямоугольными ризалитами; существующая ныне Водяная башня заняла место одного из этих ризалитов, а углубление между ними было выровнено прикладкой. Водяная угловая башня (XVII в.) с Водяными воротами (XVI в.; XVII в.) ...

9. Монастырь и слободы в XV веке

На фасаде поварни помещалась резанная из камня икона-киот «Богоматерь Одигитрия» (Загорский музей-заповедник). По характеру рисунка и манере исполнения она очень близка к скульптурному изображению Георгия Победоносца, выполненному Василием Ермолиным для Спасской башни Московского Кремля в 1464 году (ГТГ). После сооружения трапезной и поварни на центральной площади монастыря оставалось только одно деревянное здание — церковь Троицы, которая прежде стояла над гробом Сер...

10. Музей-заповедник: Изделия из металла

Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцев, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................