Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Стекло и фарфор

В музее демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства ведущих стекольных и фарфоровых заводов, представивших обилие красивых современных изделий из переливающегося всеми цветами стекла и с декоративными росписями на белом фарфоре.

Выразительность и неповторимая красота стекла открывают для декоративно-прикладного искусства безграничные возможности. В то же время создание произведений из этого материала требует большого умения, безупречного вкуса, фантазии и глубокого знания технологии.

В. А. Сергеев. Скульптуры «Оригинал», «Шалопай» и «Юморист»
В. А. Сергеев. Скульптуры «Оригинал», «Шалопай» и «Юморист»

В наши дни материалом служит цветное и бесцветное, простое и хрустальное стекло, а также новое сульфидно-цинковое стекло, изобретенное лишь в 1958 году на Ленинградском заводе художественного стекла. Произведения из этого стекла пользуются большим успехом за рубежом. Орнаментальная отделка современных изделий, как правило, сдержанна и лаконична. При этом используются самые разнообразные виды декоративной обработки.

Т. Н. Беспалова-Михалева. Сувенирный чайник «Самоварчик». 
 Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова
Т. Н. Беспалова-Михалева. Сувенирный чайник «Самоварчик». Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова

Ведутся поиски использования специфических возможностей стекла в общественных интерьерах и в монументальном искусстве.

Гусевский хрустальный завод Владимирской области, основанный в середине XVIII века,— крупнейший центр отечественного стекольного производства. Особенно прославился он своей алмазной гранью. В настоящее время ассортимент предприятия довольно разнообразен. Большинство современных изделий имеет простые обтекаемые формы, подчеркивающие прозрачность и легкость стекла. В предметах из цветного стекла используется оригинальная неравномерная окраска, с переходом от темных насыщенных до полупрозрачных тонов, или применяется контрастно окрашенное стекло. Широко практикуется также выпуск разнообразных наборов и комплектов, составленных из предметов, окрашенных в разные цвета. На заводе успешно развиваются традиции старого русского гутного стекла. Особенно удачны небольшие декоративные скульптуры заслуженного художника РСФСР В. С. Муратова «Бизон», «Жар-птица». Великолепные свойства цветного и бесцветного хрусталя наиболее ярко выявляет алмазная грань. Она приобретает в работах последних лет новый характер, становится крупной, широкой и глубокой. Особенно интересны произведения, .в которых различные ритмы гранения соответствуют характеру формы и наиболее полно выявляют ьмоциокальную силу стекла. Так, в декоративном блюде С. П. Верина «Зимнее утро» удлиненные грани, расходящиеся пучками в разные стороны, великолепно передают сияние морозного, словно искрящегося на солнце узора. В уникальном произведении заслуженного художника РСФСР Е. И. Рогова «Апрель» искусно используются овальные грани, создающие известный оптический эффект, при котором отраженный узор дробится в них и множится. Веточки вербы, украшающие вазу и блюдо, трепетными бликами выступают только на гладкой полированной поверхности прозрачных овалов. А чередующиеся с ними крупные глухие матовые грани словно олицетворяют плотные почки растения.

3. В. Окулова. Сосуд «Песня». Производственное объединение «Гжель», Московская область
3. В. Окулова. Сосуд «Песня». Производственное объединение «Гжель», Московская область

Другим старинным центром производства стекла является Дятьковский хрустальный завод Брянской области, основанный в конце XVIII века. Им выпускались прессованная посуда, разнообразные изделия из молочного стекла и с яркой росписью эмалевыми красками, а также впервые была освоена технология окраски изделий люстрами (примесями различных металлов). Выпускаемые в наши дни хрустальные изделия приобрели высокое качество окраски и художественной отделки. Широко используются разнообразные способы декорировки изделий стекловолокном, травлением, алмазной гранью, силикатными красками. Произведения Е. С. Шувалова украшаются простыми, ритмически повторяющимися узорами алмазной грани. В декоративном наборе «Мороз» М. В. Грабарь мастерски использует сверкающий на донышке тяжелый бесцветный залив хрусталя и особенно искусно — известный дефект стекла: маленькие воздушные пузырьки, содействующие образному началу произведения. В произведениях заслуженного художника РСФСР В. Я. Шевченко раскрываются новые художественные свойства сульфидно-цинкового стекла. Обостренное внимание к декоративной форме сочетается в них с необычными цветовыми возможностями. В одном предмете им используется одновременно светлое и темное, прозрачное и плотное стекло. Например, в декоративных штофах темный насыщенный прозрачный цвет постепенно теряет свою силу и неожиданно приобретает глухие светло-голубые тона.

М. М. Пеленкин. Квасник. Скопин, Рязанская область
М. М. Пеленкин. Квасник. Скопин, Рязанская область

Высокую оценку заслуживают работы вышневолоцкого стеклозавода «Красный Май» Калининской области, основанного в середине прошлого века. Освоив сульфидно-цинковое стекло и получив сульфидно-цинковые опалы, завод значительно повысил художественное качество этого стекла. Новые цветовые оттенки с большим мастерством используются в нарядных наборах, состоящих из нежных сиреневых, розовых, желтых, зеленых предметов, в красивых дымчатых бокалах, в голубых вазах. Мерцающее темно-синее стекло в замечательном приборе Е. А. Ивановой «Вечерний» со спокойными, плавными формами тонко передает лирическое настроение. В работах последних лет глубокий темный цвет сульфидного стекла эффектно сочетается с белым плотным и непрозрачным. Это сочетание находит поэтическое воплощение в комплекте заслуженного художника РСФСР А. М. Силко «Зимний сказ», в котором белый цвет в виде снежных наплывов выступает на темно-зеленом просвечивающем фоне. Темный сульфид искусно используется с прозрачным хрусталем в оригинальной вазе «Утро» С. М. Бескинской, заслуженного художника РСФСР. Его сверкающие на сферической поверхности черные растительные узоры создают волшебную игру с искристыми переливами на пластичной ножке.

Л. С. Фалалеева. Скульптура «Индюк»-Художественно-производственные мастерские, г. Киров
Л. С. Фалалеева. Скульптура «Индюк»-Художественно-производственные мастерские, г. Киров

В. А. Городничев. Сервиз чайный «Устинья». Дулевский фарфоровый завод
В. А. Городничев. Сервиз чайный «Устинья». Дулевский фарфоровый завод

Молодым ведущим стекольным предприятием является Ленинградский завод художественного стекла, созданный в 1940 году. Здесь работает небольшой, но талантливый коллектив известных художников: X. М. Пыльд, А. М. Остроумов, А. И. Маева, Ю. М. Бяков и заслуженные художники РСФСР Е. В. Яновская, Л. О. Юрген, А. А. Аствацатурьян. Их лучшие произведения отличаются необычным разнообразием форм, ясностью и лаконичностью, использованием новых видов обработки изделий. Гладкая шлифованная поверхность искусно сочетается с алмазной гранью. Сверкающая лучистая игра хрусталя выявляется в отдельных произведениях своеобразными глубокими врезами. Покоряют своей поэтической красотой изделия, в декорировке которых искусно применяется цветное стекло. В одних предметах оно используется в виде тонких филигранных нитей или цветных полос. В других, как сервиз «Яблочко» Б. А. Еремина или прибор для воды «Листики» X. М. Пыльд, оно применяется в виде цветных пятен. Цветное стекло производит особенно большой декоративный эффект в вазах А. И. Маевой, выступая в виде зеленых и лиловых горошин в сочетании с гибкими белыми линиями. В некоторых изделиях сдержанные цвета образуют нежные красочные переходы. Особую пластическую выразительность приобретает толстостенное стекло в уникальных произведениях с сюжетными композициями (Ю. М. Бяков. «Сказ о Москве»), четко выступающими на широких гранях, отливающих холодным блеском.

Среди современных изделий стекольных заводов Новгородской области — «Восстание» и имени 1-го Коммунистического добровольческого отряда — применяются различные цветные люстры, отливающие металлическим блеском, который повышает декоративное качество разнообразных по форме изделий. В рифленых сосудах эта игра усиливается. В изделиях завода «Восстание» заслуженный художник РСФСР С. К. Моисеенко сочетает тонкую гравировку с незначительным мелким гранением. Ритм штрихов и матовых выемок красиво гармонирует с гладкой поверхностью стекла. Оригинальные произведения, свидетельствующие о творческих поисках, создаются на этих заводах молодыми художниками Ю. В. Жульевым, Э. С. Максимовым, Б. А. Четковым, Б. М. Юхвец и другими.

Производство фарфоровых и фаянсовых изделий получило при Советской власти большое развитие, и достигло значительных успехов. Об этом свидетельствуют высокие художественные достоинства изделий и многообразные, красивые по своей пластической выразительности формы, представленные в музее известными крупными предприятиями.

Ведущим среди них является крупнейший в стране, известный во всем мире Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — старейший центр русского фарфорового производства, основанный в 1744 году. В настоящее время завод выпускает, главным образом, подарочные и высокохудожественные уникальные произведения. Оригинальные по форме и по декоративным росписям, они обладают большой образной выразительностью. Предельной ясностью отличается форма «Капля» заслуженного художника РСФСР А. А. Лепорской с несколько удлиненными пропорциями и плавными линиями силуэта. Форма «Тюльпан» С. Е. Яковлевой по своим характерным изгибам и линиям напоминает цветок. Авторами оригинальных форм являются А. И. Борисов и заслуженные художники РСФСР В. Л. Семенов, Э. М. Криммер, В. М. Городецкий.

В. Н. Гориславцев. Блюдо «Загорск». Ленинград
В. Н. Гориславцев. Блюдо «Загорск». Ленинград

О высоком орнаментальном и композиционном мастерстве, о колористическом богатстве свидетельствуют виртуозные росписи. В произведениях заслуженного художника РСФСР и лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина А. В. Воробьевского предельная красочность достигается интенсивным локальным цветом, главным образом синим и красным, и блеском золота. В сюжетных росписях заслуженного художника РСФСР М. Н. Моха настроение праздничности выражено звучным ярким цветом. В некоторых изделиях декоративность достигается насыщенными густыми росписями, заполняющими почти всю поверхность. Оригинальная роспись в сервизе «Зима» В. М. Жбанова при умеренном использовании орнамента только усиливает сверкающую белизну фарфора. В отдельных росписях преобладают нежные оттенки цветов с легкой графической прорисью мелкого орнамента. Крупные узоры исполняются свободным широким мазком («Пионы» Л. К. Блак). Особую мягкость приобретают мастерски исполненные подглазурные росписи В. М. Городецкого.

В поисках художественной выразительности иногда используются необычные средства, например, сочетание фарфора и хрусталя в уникальном сервизе «Синий вечер» Н. П. Славиной (Пещеровой), лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Изящные плавные формы с затейливым кружевным ажуром по краям, белый фарфор и сверкающий хрусталь, изысканная кобальтовая роспись на мерцающем серебром фоне очень тонко раскрывают поэтический образ произведения. Яркой индивидуальностью пронизаны произведения молодой талантливой художницы И. С. Олевской, творчески осваивающей художественные традиции русской культуры.

Лучшие произведения художников завода завоевали широкое признание в нашей стране и за ее пределами. Золотой медалью на выставке в Брюсселе в 1958 году были награждены сервизы «Кобальтовая сетка» (художник А. А. Яцкевич) и «Золотые квадраты» (художник Н. М. Павлова).

Крупнейшие фарфоровые заводы Московской области — Дулевский и Дмитровский работают в основном над выпуском высокохудожественной продукции массового ассортимента. Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» стал одним из ведущих в стране. Художники завода, работая над созданием красивых современных изделий, развивают традиционную, насыщенную по цвету яркую роспись. Повышенная декоративность этой росписи построена на очень смелых цветовых сочетаниях, достигающих порой резких контрастов. Крупные, несколько стилизованные узоры, почти целиком заполняющие форму, свободными широкими мазками наносятся на темный или. яркий цветной фон. Жизнерадостна роспись художника П. В. Леонова, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Гибкая живая линия его динамичного рисунка свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве.

При всем многообразии сюжетов художники с большой любовью используют народные мотивы и крупные густые орнаментальные узоры. В последнее время появляются произведения со сдержанными по цвету и тону росписями, исполненными по белому фону, с тонкими градациями цвета и просто одноцветные.

Большая заслуга в создании новых образцов современных изделий принадлежит Дмитровскому фарфоровому заводу. Художники завода во главе с тонким знатоком фарфора Е. П. Смирновым, лауреатом Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, достигли значительных успехов. С большим вкусом и графическим мастерством создаются простые изделия, в декоре которых широко применяются механические печатные узоры, шелкография, отводки, сплошное покрытие изделий краской с незначительным золотым орнаментом. Помимо сдержанных по колориту тонких графических узоров создаются яркие, жизнерадостные орнаментальные и сюжетные росписи. Все они исполнены с большим мастерством, различной манерой письма.

Е. В. Яновская. Набор «Охотничий». Ленинградский завод художественного стекла
Е. В. Яновская. Набор «Охотничий». Ленинградский завод художественного стекла

Фарфоровые заводы Новгородской области «Пролетарий» и «Красный фарфорист» вырабатывают простые по форме массовые изделия с несложными росписями. На заводе «Пролетарий» в работах последних лет используются подглазурные росписи. Привлекают внимание новгородские сувениры с рельефными изображениями архитектурных памятников.

Кузяевский фарфоровый завод Московской области вырабатывает специальный ассортимент посуды для Средней Азии.

Специфические по формам изделия украшаются своеобразными национальными орнаментами. Отдельные элементы восточного узора, нанесенные механической печатью, выявляются на интенсивно окрашенном фоне или цветным силуэтом выступают на белом фарфоре.

Производственное объединение «Гжель», расположенное по соседству с Гжелью, является известным старинным керамическим центром Московской области. В первой половине XIX века здесь производили изделия из фарфора, полуфаянса и фаянса. В 1930-е годы завод стал возрождать производство гжельского фарфора. Большое значение для его развития имело творчество талантливой художницы Н. И. Бессарабовой, определившей пути развития советского гжельского фарфора. До сих пор по ее образцам выпускаются кружки и кувшины с крупными цветами, исполненные характерной для Гжели под-глазурной кобальтовой росписью. В последние годы все чаще производятся росписи золотом по темному кобальту. Много интересных работ создано талантливыми художниками Л. П. Азаровой, заслуженным художником РСФСР, Н. Б. Квитницкой, 3. В. Окуловой и Т. С. Дунашевой. В их темно-синих росписях с своеобразными промежуточными тонами преобладают изобразительные сюжеты и мотивы народного творчества. Л. П. Азарова также отличный мастер мелкой пластики. С большой выдумкой и юмором создаются ею сувенирные фигурки.

Б. А. Четков. Комплект «Черешня». Новгородская область
Б. А. Четков. Комплект «Черешня». Новгородская область

Крупнейшим производством фаянсовых изделий является фаянсовый завод имени М. И. Калинина в Конакове Калининской области. Художественные изделия завода приобрели широкую известность. Простые и удобные формы изделий свидетельствуют об успешном развитии художественных традиций русского гончарства. Необычайную выразительность приобретают они благодаря декоративным качествам блестящей цветной глазури. С тонким мастерством используется ее яркий насыщенный цвет, неуловимая красота оттенков и игра красочных подтеков. Отдельные комплекты покрываются только одноцветной глазурью с контрастным цветовым заполнением внутренних частей предметов. Такой сервиз для кофе В. Г. Филянской с темно-коричневой поливой был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. В последнее время создаются сюжетные росписи, органически переплетающиеся с надписями. Красива и жизнерадостна роспись на многопредметном приборе «Колхозный» художника В. П. Шинкаренко. Широкой известностью пользуются произведения А. И. Хихеевой, Н. А. Литвиненко, О. П. Гагнидзе, В. А. Сергеева и заслуженного художника РСФСР Н. А. Коковихина.

Все экспонаты этого отдела музея говорят о высоком уровне современного декоративно-прикладного искусства. Художники сохраняют в своих произведениях национальное своеобразие и развивают лучшие традиции русского искусства, оптимистического и народного в своей основе. Созданные для народа изделия служат эстетическому воспитанию трудящихся, активно влияют на формирование их вкуса.