Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Обработка металла

Советское декоративно-прикладное искусство относится к числу самых массовых видов искусства и имеет широкую сферу влияния в нашей жизни. Творчески осваивая художественное наследие русской культуры, оно отражает новые качественные изменения.

Современные произведения художников-прикладников, различные по своим стилистическим направлениям и по своему яркому, образному решению, оказывают огромное эмоциональное воздействие. Воплощенная в них красота окружающего мира обогащает жизнь человека, приносит ему радость и украшает ее.

Советское декоративно-прикладное искусство пользуется широкой известностью и за рубежом. Оно успешно демонстрируется на всемирных и международных выставках. Лучшие произведения удостоены высоких наград. Некоторые образцы, побывавшие на всемирных выставках в Париже 1937 года, в Брюсселе 1958 года, в Монреале, «ЭКСПО-67», и в Осаке, «ЭКСПО-70», можно увидеть в музее. Многие ведущие художники декоративно-прикладного искусства имеют звание народного художника и заслуженного деятеля искусства.

В Загорском музее экспонируются произведения известных народных промыслов, крупных предприятий художественной промышленности и творческих художественных союзов Российской Федерации. В музее представлены основные виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, кости и камню, роспись по дереву, папье-маше и металлу, художественная обработка металла и ювелирное искусство, кружевоплетение, вышивка, ковроткачество и декоративные ткани, изделия из стекла, фарфора, фаянса, керамики.

Художественная обработка металла является одним из древних и распространенных видов русского ремесла. Сложившимися художественными традициями выделяются произведения потомственных красносельских ювелиров Костромской области. Изделия изготовляются из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака. В орнаментальном убранстве кубков, шкатулок, ваз, подстаканников, сухарниц и мелких бытовых предметов широко используются чеканка, гравировка, пропиловка, оксидировка, эмаль. Особенно большую известность приобрела красносельская скань. Из тонких крутоскрученных металлических нитей образуется витая кружевная вязь сканого узора, то сложного ажурного, то густо стелящегося по предмету. Привлекают внимание орнаменты одаренной сканщицы А. В. Васиной. Плавные изгибы скани в сочетании с мелкой блестящей зернью приобретают еще большую выразительность в произведениях П. И. Чулкова, заслуженного художника РСФСР.

Всемирную славу за годы Советской власти приобрело искусство великоустюжской черни Вологодской области, известное также своим высоким техническим совершенством — прочностью сцепления черни с металлом. Мастера-граверы во главе со старейшим художником Е. П. Шильниковским, ныне заслуженным деятелем искусств РСФСР, создают самые разнообразные композиции. Особенно характерны для них виды Великого Устюга. Большим графическим мастерством отличаются сложные сюжетные изображения, отражающие крупные исторические события в жизни страны. О высоком орнаментальном искусстве свидетельствуют густые растительные узоры, эффектно выступающие на черневом фоне. Сочные, детально разработанные штриховкой, они приобретают большую живописность, заполняя собой всю поверхность таких мелких изделий, как стопки, браслеты, запонки, спичечницы, пудреницы.

Прославленные мастера аула Кубани Дагестанской АССР виртуозно украшают свои традиционные восточные сосуды и оружие тончайшими растительными черневыми узорами. В уникальных изделиях Гаджибахмуда Магомедова, заслуженного художника РСФСР, и Расула Алиханова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, этот изысканный рисунок сочетается с тонкой гравировкой, чеканкой и позолотой.

В годы Советской власти широкое развитие получило искусство художественного литья из чугуна мастеров Каслинского и Кусинского заводов Челябинской области. Большого эмоционального воздействия достигает в своей динамической композиции «За власть Советов» В. Л. Симонов, заслуженный деятель искусств РСФСР. Это небольшое произведение с четким выразительным силуэтом служит светлой памятью об уральском большевике Н. Толмачеве. В настоящее время производятся также отливки по старым формам известных скульпторов XIX века Е. Е. Лансере, Н. П. Забелло, Р. Р. Баха.

Наибольшей сложностью отличается ажурное литье. Сквозные растительные переплетения, заполняющие собой вазы, шкатулки, подставки, образуют красивые, причудливые силуэты. Авторами многих оригинальных произведений последних лет являются С. П. Манаенков, О. А. Скачков и другие. Каслинское литье получило большое применение и в декоративном оформлении современного градостроительства.

Широкую известность приобрели тончайшие узоры златоустовской гравюры на художественных изделиях из стали. В Златоусте Челябинской области особенно блестяще развивается мастерство по декоративному оформлению холодного оружия. На юбилейной шашке работы Л. Н. Валиева сложные сюжетные композиции эффектно выделяются на темном, отливающем синью фоне. Художник А. И. Боронников изысканные завитки узора в виде черного кружева искусно перемежает с тонкими золотыми нитями орнамента. На бытовых предметах путем многократного травления создаются сложные изображения уральской природы в сочетании с растительными узорами.

Во многих работах московских, ленинградских, свердловских, калининградских ювелиров художественно обработанный металл искусно сочетается с декоративными свойствами разнообразных цветных камней. Преимущественно используются разные по цвету и структуре агаты, полупрозрачный, красиво просвечивающий сердолик, топазы, горный хрусталь, цитрин, ляпис-лазурь, обсидиан, бирюза, кораллы, перламутр и янтарь — Необыкновенно лучистый, интенсивный по цвету «солнечный камень», природная форма и строение которого обычно бережно сохраняются. В ювелирных изделиях последних лет применяются керамика, фарфор, фаянс. Иногда мастера сочетают свои работы с лаковой миниатюрой.