Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Трапезная с церковью Сергия (1686—1692 гг.)

Вторая половина XVII века ознаменовалась бурным процессом «обмирщения» русской культуры. Широкий размах приобрело гражданское строительство. Светское начало победило и в культовом зодчестве.

Трапезная. Церковь Сергия. 1686-1692 годы
Трапезная. Церковь Сергия. 1686-1692 годы

Гульбище
Гульбище

Трапезная. Церковь Сергия. Интерьер. Своды
Трапезная. Церковь Сергия. Интерьер. Своды

Иконостас
Иконостас

В конце XVII века монастырские власти предприняли очередную грандиозную перестройку монастыря. На два последних десятилетия XVII века приходится сооружение ряда монументальных зданий, придавших новое художественное звучание всему монастырскому ансамблю.

Интерьер Трапезной
Интерьер Трапезной

У южной стены, на месте бывших Царицыных хором, в 1686—1692 годах возведено из кирпича и белого камня нарядное здание Трапезной с оригинальной кровлей, поддерживаемой металлическими тягами. Поднятое на высокий подклетный этаж, окруженное открытой галереей-гульбищем на круглых столбах, с двумя широкими лестницами, расписанное «в шахмат», украшенное фризом из огромных скульптурных раковин и витыми белокаменными колонками, обрамляющими окна, здание поражает декоративным убранством и огромными размерами. С востока к нему примыкает двухэтажная Сергиевская церковь, в которой установлен искусно сделанный в стиле барокко резной золоченый иконостас конца XVII века, первоначально находившийся в церкви Николы Большой крест в Москве. Второй этаж церкви использовался для хранения древних монастырских рукописей.

Огромный светлый зал Трапезной (70X15 м), украшенный лепниной и расписанный в XVIII веке, предназначался для торжественных приемов.

Монашеская братия обедала в Малой трапезной, примыкавшей к основному зданию с юга. В подклете располагались кухня, хлебня и кладовые для съестных припасов.

В 1940-х годах проведена реставрация гульбища. Реставрационные работы в Трапезной продолжаются и сейчас.

У северо-западного угла Трапезной в 1734 году была построена маленькая Михеевская церковь, а в 1789 году Учрежденный собор монастыря докладывал наместнику, что «от состоящего с северной стороны в трапезу каменного крыльца в Михеевской церкви всегда бывает сырость и стена опревает». Крыльцо решено было разобрать, а сделать «вместо оного с западной стороны». Перенос лестницы был осуществлен в 1791 году.

Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной.

Прием усиления выразительности сооружений путем контрастного сопоставления большого и малого использовался при создании лаврского ансамбля неоднократно: рядом с Успенским собором был поставлен миниатюрный храм — Надкладезная часовня, около пятиярусной колокольни — относительно невысокая ротонда Смоленской церкви.

Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692
Церковь Сергия. Северный фасад. 1686—1692

Являясь самым значительным сооружением того времени (длиной 86 м) Трапезная с церковью Сергия (1686—1692) расположена на южной стороне монастыря. Она имеет высокий подклетный этаж, в многочисленных помещениях которого размещались хозяйственные службы: кухни, амбары, кладовые, хлебопекарни и даже столовые для паломников. Открытая галерея (гульбище) окружает здание; с гульбища входы ведут в церковь и обширную Трапезную палату, где проводились торжественные приемы и церемонии. С востока к палате примыкает высокая бесстолпная церковь Сергия с тремя полукружиями апсид, а с юга — малая трапезная палата для монастырской братии.

Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План
Трапезная с церковью Сергия. Разрез. План: 1 — церковь Сергия; 2—Трапезная палата; 3 — Малая палата; 4 — притвор; 5 — хлебодарня

Наружный вид Трапезной отличается исключительным богатством декоративного убранства. По всему периметру фасадов ритмично размещены полуколонны с «кудрявыми» капителями коринфского типа; высота их равна высоте стен. Над полуколоннами расположен многопрофильный карниз с модульонами, над ним — стена-парапет с полуциркульными скульптурными «раковинами»; каждая «раковина» служит завершением участка стены, в нижней части которой находится большое прямоугольное окно. Окна украшены наличниками, состоящими из белокаменных колонок, ствол которых покрыт затейливым рельефом и раскрашен, и сложного криволинейного фронтона с карнизом и завершением в виде пинакля; поле фронтона заполнено лепными картушами с рамкой в средней части. (Подобные колонки впервые появились в обрамлениях окон Грановитой палаты Московского Кремля при перестройке ее фасадов в 1682 г., и, может быть, те же мастера повторили их здесь, в Троицком монастыре, но дополнив развитым фронтоном.)

Яркая раскраска «в шахмат» синими, красными и зелеными цветами покрывает фасады Трапезной сплошным узорчатым ковром. Несколько измененное чередование цветов на криволинейных поверхностях апсид церкви (вместо синего включен белый цвет) еще более усиливает иллюзию рельефного «бриллиантового» руста. Искусные мастера-декораторы не оставили ни одной детали или свободной плоскости не покрытой каким-либо замысловатым узором, затейливым картушем или филенкой. Там, где нельзя этого было сделать резцом, они брались за кисть, а иногда действовали и тем и другим одновременно, добиваясь исключительного эффекта, насыщая весь облик здания от его общего объема до мельчайших деталей каким-то особым духом торжественного великолепия.

Главный вход в Трапезную, против Духовской церкви, отмечен высокой сенью открытого «фонарного» крыльца. По обе стороны от входа в пышных обрамлениях размещены искусно вырезанные тексты, рассказывающие об истории сооружения этой постройки. Они сообщают, что Трапезная заложена в 1686 году и торжественно освящена шесть лет спустя в присутствии «всего государева дома». В двух овальных медальонах с прекрасно нарисованными картушами из растительных мотивов помещены сведения об украшении здания живописью. Интересны массивные кованые двери; каждая деталь дверных полотен — розетки в местах клепок, петли, ручки, замки — являлась для мастеров изделием, которое они украшали искусным чеканным узором.

Трапезная с церковью Сергия
Трапезная с церковью Сергия

Не менее пышно отделаны и интерьеры здания. Притвор, или сени, ведет в просторную, залитую светом трапезную палату, площадь которой составляет 510 кв. м (15Х Х34 м), а высота в зените свода 9,8 м; в те годы это было самое большое помещение на Руси, перекрытое сводом без промежуточных опор. (Площади трапезных палат самых богатых столичных монастырей — Симонова, 1680—1683, и Ново-Девичьего, 1685—1687,— соответственно составляли лишь 338 и 390 кв. м.) Крупные по рисунку и сочные по формам скульптурные картуши и вставки из растительных мотивов украшают своды этой величественной палаты, а переходы в малую трапезную и церковь обрамлены порталами с парными витыми колонками.

Описи первой половины XVIII века отмечали, что в Трапезной палате «стены и своды убраны штукатурною работою и лишь местами расписаны разными красками». В одно из посещений монастыря Екатерина II распорядилась расписать палату «живописным художеством». Для этой работы в 1778 году был «подряжен» А. Н. Янковский, «служитель живописец дома генерал-поручика И. И. Шувалова», с группой «небезискусных» живописцев. Они взялись расписать клейма стен и сводов ветхозаветными и аллегорическими сюжетами, а обрамлявшие их скульптурные картуши «сколько пристойность дозволит, позолотить или коли будет хорошо где, высеребрить. . . или каким другим пристойным образом красками ожизить». Сами стены были окрашены разными колерами: в алтаре «вердеповым» (зеленым), в церкви — голубым, в Трапезной — палевым, а в сенях — розовым.

Трапезная. Северный фасад
Трапезная. Северный фасад

Стенопись Трапезной поновлялась и изменялась много раз. В 1846 году митрополит Филарет предписал изменить сюжеты картин на исторические, поясняя, что «символические изображения внесены в церковь не по духу церковных постановлений и не на пользу народу, который их не понимает». Последующие поновления также внесли свои изменения, и та живопись, которую мы видим сейчас, относится к 1911 году и не отличается высокими художественными достоинствами. Особенно слабы по исполнению огромные изображения в притворе Трапезной палаты. Любопытно, что в 1778 году расписать притвор брался восемнадцатилетний «служитель графа Строганова» А. Н. Воронихин, впоследствии известный русский архитектор. Пробные расчистки на своде и стенах Трапезной подтвердили существование там изначальной стенописи 1780 года.

Пол Трапезной палаты первоначально покрывали фигурные чугунные доски, которые в 1903 году заменили на метлахские плитки с ковровым узором — тогда такие полы были новшеством и их стали делать во многих зданиях лавры.

С восточной стороны Трапезной палаты, за стеной с широким порталом и оконными проемами по сторонам, расположена Трапезная церковь Сергия; эти проемы обрамлены характерными витыми колоннами, несущими антаблемент с изящными вазами над каждой из колонн; в верхней части стены изображен Страшный суд. Искусно кованные решетчатые врата украшают вход в церковь Сергия. Сама церковь вытянута в направлении север — юг и невелика по размерам, но поражает великолепием своего убранства. Стены и сомкнутый свод с глубокими распалубками почти сплошь покрыты замысловатыми лепными позолоченными или посеребренными картушами разного рисунка и размера, в ряде случаев лепнина обрамляет живописные картины. С пышным убранством церкви хорошо сочетается золоченая резьба тябл иконостаса с обвитыми виноградной лозой колонками, изящными кронштейнами и витиеватыми подвесами лампад. Этот иконостас был перенесен сюда в 1948 году из московской церкви Николы «Большой крест» (1688).

Внутренний вид Трапезной палаты
Внутренний вид Трапезной палаты

Иконостас в церкви Сергия. XVII в.
Иконостас в церкви Сергия. XVII в.

Церковь Сергия имеет второй этаж, где размещались монастырская библиотека и архив; его интерьеры оформлены весьма скромно, они лишены каких-либо украшений, и только пол выстлан литыми чугунными досками. Попасть во второй этаж церкви можно только из притвора Трапезной палаты, поднявшись по узкой лестнице в толще стены и пройдя затем по своду палаты. Двускатная кровля по металлическим стропилам устроена над Трапезной после пожара 1746 года и представляет значительный интерес: выполнил ее артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова «искуснейшим образом, ибо она поддерживается одним равновесием, через уменьшение у одной части через другую тяжести». Вся нагрузка кровли передается на стены, нигде не касаясь свода.