Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Страницы истории  

1 
 2

В северной части Московской области расположен один из древних русских городов — Загорск.

Неповторимое своеобразие городу придает замечательная сокровищница древнерусского искусства — Троице-Сергиева лавра, ныне Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Учитывая огромную художественную ценность сохранившихся памятников старины, Загорск в январе 1969 года постановлением Совета Министров РСФСР был объявлен туристским центром и включен в число городов, составляющих так называемое «Золотое кольцо».

Строительство монастыря в XIVв. Миниатюра XVIв. из «Жития Сергия Радонежского»
Строительство монастыря в XIVв. Миниатюра XVIв. из «Жития Сергия Радонежского»

Рождение Загорского музея связано с культурными завоеваниями пролетарской революции, с именем ее вождя В. И. Ленина. 20 апреля 1920 года Владимиром Ильичем был подписан специальный декрет Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры».

Совет Народных Комиссаров РСФСР постановлением от 1 февраля 1940 года объявил «весь комплекс Загорского историко-художественного музея в черте крепостных стен» музеем-заповедником и поставил задачу проведения широких реставрационных работ.

За свою полувековую историю музей неузнаваемо изменился. Из года в год растет его популярность. Свидетельством этому является огромная посещаемость музея советскими и зарубежными туристами.

Собрание музея насчитывает несколько десятков тысяч экспонатов. Основной фонд музея составляют бывшие сокровища Троице-Сергиева монастыря, созданные трудом нескольких поколений талантливых зодчих, художников и мастеров прикладного искусства Древней Руси.

Исключительное место в истории русской культуры принадлежит архитектурному ансамблю Троице-Сергиева монастыря — этой подлинной жемчужине древнерусского зодчества. В создании его памятников и их украшении принимали участие лучшие художественные силы страны — московские, псковские и ярославские мастера.

Многие памятники, освобожденные от позднейших пристроек и искажений, получили за годы Советской власти второе свое рождение.

Троице-Сергиев монастырь был на Руси своеобразным хранилищем художественных ценностей, которые поступали сюда в качестве вкладов от великих и удельных князей, царей, бояр, духовенства и простых людей. Так было создано богатое и чрезвычайно разнообразное по своему характеру собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV—XVII веков. Сохранились до нашего времени книги монастырского учета, составленные в XVII столетии. Это опись 1641 года и вкладные книги 1639 и 1673 годов, дающие нам драгоценные сведения о самих вещах или их творцах.

Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв.
Икона «Богоматерь Одигитрия» работы Василия Ермолина. XVв.

За годы существования музея его древнейшее собрание обогатилось новыми произведениями искусства, собранными научными сотрудниками во время экспедиций.

Уникальное собрание древнерусского искусства, представленное в двух больших экспозициях — «Древнерусская живопись XIV—XVII веков» и «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII веков», дополняет интересная коллекция отдела русского искусства XVIII — начала XX века, сложившаяся в основном также в стенах Троице-Сергиева монастыря. Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства, украшавшие главным образом в те времена интерьеры жилых покоев московских митрополитов и высшего духовенства.

С древнейших времен вокруг монастыря возникали села и слободы, которые заселялись крестьянами или ремесленниками, обслуживавшими его обширное феодальное хозяйство.

В 1782 году из этих поселений был образован город с названием Сергиев Посад. Он широко славился производством игрушек, миниатюрной резьбой по дереву, изделиями золотошвейных мастериц и т. д.

В 1930 году Сергиев Посад был переименован в Загорск в честь В. М. Загорского — секретаря Московского комитета РКП (б), погибшего в результате взрыва бомбы, брошенной в зал заседаний МК партии врагами революции, выступавшими против молодой Советской Республики.

На основе Музея народных художественных ремесел и в результате огромной собирательской работы в Загорском музее был создан большой отдел народного художественного творчества Российской Федерации.

В 1967 году, к 50-летнему юбилею Советского государства, была открыта новая экспозиция — «Декоративно-прикладное искусство советского периода».

Икона с видом Троице-Сергиева монастыря. XVIIв.
Икона с видом Троице-Сергиева монастыря. XVIIв.

Троице-Сергиев монастырь стоит в самом центре города на невысоком холме, называвшемся в древности Маковцем, при слиянии двух небольших речек — Кончуры и Вондюги. Прямо с Московского шоссе открывается величественная панорама древних построек.

Более 600 лет назад было положено начало его существованию (40-е годы XIV века).

В тяжкую и напряженную пору в истории русского народа, в острой борьбе с ненавистным монголо-татарским игом и феодальной раздробленностью складывалось Русское государство и формировалась русская народность.

После перенесения кафедры русского митрополита из Владимира в Москву (около 1325 г.) церковь, в лице ее наиболее прогрессивно настроенных иерархов и прежде всего митрополита Алексия, сыграла видную роль в борьбе Руси за национальную независимость. При этом церковь, поддерживавшая крепнущую власть Московской великокняжеской династии, использовала эту ситуацию для упрочения своего экономического и политического могущества.

Крест белокаменный с надписью из села Воздвиженского. 1694 г.
Крест белокаменный с надписью из села Воздвиженского. 1694 г.

В этой обстановке и основывается Троицкий монастырь монахом Сергием (в миру Варфоломей), сыном ростовского боярина Кирилла, получившим прозвище Радонежского по названию того удельного княжества, на земле которого был поставлен монастырь. Центром удельного княжества был город Радонеж (ныне село Городок, в 12 километрах от Загорска). Сергий сразу же выступил активным сторонником политики московских великих князей и занял руководящее место в организации новых монастырей. По инициативе Троице-Сергиева монастыря и при участии самого Сергия, а также его

учеников и последователей во второй половине XIV века в различных областях северо-восточной Руси было основано около 30 монастырей, ставших, в свою очередь, активными сторонниками проведения московской политики в деле освоения края и присоединения новых земель к Московскому княжеству.

Русское и западно-европейское оружие и доспехи. XVIIв.
Русское и западно-европейское оружие и доспехи. XVIIв.

В самом монастыре Сергием впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, превративший его в учреждение, подчиненное единой дисциплине, с общим ведением монастырских дел.

Общежитийная «реформа» давала возможность использовать церковь как единую политическую силу и способствовала превращению монастырей в коллективных феодальных собственников.

Авторитет монастыря и самого Сергия особенно возрос в связи с поддержкой им решительной схватки с татарскими полчищами на Куликовом поле. Князь Дмитрий Иванович перед битвой (1380), в которой русский народ одержал блестящую победу, приезжал в монастырь за благословением Сергия. Вместе с князем на поле боя отправились два монаха — Пересвет и Ослябя, искушенные в ратном деле. В древнерусских повестях «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» рассказывается, что битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. О событиях того времени рассказывают копии с древних миниатюр и современные нам рисунки, экспонируемые в историческом отделе музея. Кольчуга и колчан со стрелами дают представление о вооружении русского воина.

Патриотизм, мужество, героизм русских людей, отстаивавших свою свободу и независимость, развеяли господствовавшее ранее представление о непобедимости татар, но набеги их продолжались. Во времена нашествия хана Едигея в 1408 году монастырь был сожжен дотла, но вскоре восстановлен.

Дальнейшее развитие его связано с активной деятельностью предприимчивого и энергичного игумена Никона, направленной на обогащение и возвышение монастыря. Именно при нем была заложена прочная основа превращения Троице-Сергиева монастыря в крупнейшего феодала на Руси.

Панорама древних построек Троице-Сергиева монастыря
Панорама древних построек Троице-Сергиева монастыря

Первые феодальные привилегии монастырь получил еще от Дмитрия Донского. В .Кремле было выделено место для монастырского двора и дано право взимать пошлины с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Сохранилась жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Федоровичем Морозовым, на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы он получил право на ловлю рыбы в озерах Смехро и Боровское в Стародубском княжестве.

В дальнейшем монастырь расширял свои феодальные владения, покупая, обменивая и беззастенчиво захватывая «черные», общинные, крестьянские земли. Великие и удельные князья и бояре поддерживали эти притязания и сами жертвовали ему различные земельные угодья, соляные варницы и рыбные ловли. Они это делали небескорыстно, так как нередко им приходилось использовать монастырь в своих политических интересах.

Источником роста земельных богатств монастыря являлись также вклады по «душе» и за право быть погребенным в стенах монастыря. Об этом свидетельствуют белокаменные надгробные плиты XV—XVII веков, найденные на его территории при земляных и строительных работах. Они представлены в экспозиции музея.

Так в результате активной хозяйственной деятельности монастыря создавалось его обширное феодальное хозяйство. Всю работу в нем выполняли крестьяне, попадавшие в феодальную зависимость. Монастырь становится крупным феодалом, эксплуатировавшим труд крестьян. Уставная грамота митрополита Киприана от 21 октября 1391 года обязывала монастырских крестьян пахать, сеять и жать на монастырской пашне, косить сено, ловить рыбу, строить монастырские здания, чинить дороги и т. д. В экспозиции представлены две копии с миниатюр XVI века, изображающие работу крестьян на соляных варницах и рыбных промыслах. Работа на соляных варницах была очень тяжелой. Соль добывалась и обрабатывалась примитивными способами, в результате люди слепли или получали тяжелые ожоги.

Вид с галереи Трапезной на Троицкий собор
Вид с галереи Трапезной на Троицкий собор

Быстро росла и популярность Троице-Сергиева монастыря, особенно после «открытия мощей» и официальной канонизации основателя монастыря Сергия Радонежского.

Этот церковный акт состоялся в июле 1422 года, в год крайне напряженной обстановки в стране. В этот год Русь постигло тяжелое «лихолетье»: по всей земле был голод и «зима студена», люди умирали с голоду и холоду, а иные «мертвыя скоты ядаху, и кони, и псы, и кошьки, и люди людей ядоша». Поэтому «обретению мощей» придавалось большое политическое значение, ибо это событие в какой-то степени могло отвлечь внимание народных масс от создавшейся напряженной обстановки в стране. Тяжкая жизнь народа усугублялась изнуряющим гнетом все еще продолжавшегося татарского ига.

Официальное провозглашение Сергия «покровителем земли Русской» еще более усиливало значение монастыря и давало ему дополнительные источники доходов.

Вслед за канонизацией Сергия над его могилой был возведен белокаменный Троицкий собор. Этот храм особенно почитался московскими князьями. Здесь торжественным «кресто-целованием» скрепляли они свои договоры и союзы, отмечали «молебными пениями» начало и окончание военных походов, крестили наследников престола и т. д.

Одновременно с увеличением политической роли монастыря росло и его значение как центра культуры. В монастыре накапливались драгоценные рукописи, выполненные троицкими монахами, а также попадавшие в монастырь путем вкладов, хранились берестяные тексты. В описи монастыря 1641 года названы свитки на бересте, Служебник, Евангелие и Псалтырь XIV века. Эти первые рукописные книги положили начало созданию в монастыре уникальной древней библиотеки, основной фонд которой хранится сейчас в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина.

В Троице-Сергиевом монастыре в конце XIV — начале XV века жил и работал один из талантливейших и образованнейших писателей древности — Епифаний Премудрый, написавший «Житие Сергия». Во второй четверти XV века оно было переработано и дополнено писателем Пахомием Логофетом, сербом по происхождению.

Быстрый рост монастырских доходов давал возможность приглашать для строительных работ в монастыре и украшения храмов известных зодчих и художников Древней Руси. Украшали Троицкий собор иконами и фресками прославленные русские художники Андрей Рублев и Даниил Черный с учениками. Для этого собора Андрей Рублев выполнил свое лучшее произведение — «Троицу».

Среди талантливых зодчих, работавших в монастыре, был и Василий Ермолин.

Успенский собор и Духовская церковь
Успенский собор и Духовская церковь

В первой четверти XV века на Руси были достигнуты значительные успехи в деле объединения земель. Но уходящий мир феодальной раздробленности дал последний бой крепнущим силам Москвы. Во время феодальной войны второй четверти XV века Троице-Сергиев монастырь, сам ставший крупным землевладельцем и феодалом, оказался в центре жестоких событий, развернувшихся в борьбе за московский престол между великим князем Василием II и удельными князьями. В 1446 г. троицкие монахи из корыстных целей оказались в стане врагов великого князя — Дмитрия Шемяки и можайского князя Ивана Андреевича. При участии «троицких старцев» Василий II был схвачен в монастыре, а позднее ослеплен. Однако после поражения феодальной оппозиции монастырь вновь входит в доверие великого князя. И в дальнейшем его монахи занимают высокие церковные посты в церковной иерархии, играют видную политическую роль, некоторые из них принимают участие в литературной полемике той поры. Например, игумен Вассиан Рыло, впоследствии известный ростовский архиепископ, был автором патриотического «Послания на Угру» великому князю Ивану III, в котором призывал его начать решительную борьбу с татарами, игумен Паисий Ярославов выступил как противник монастырского землевладения.

Образование Русского централизованного государства происходило в обстановке обострения классовой борьбы. Одним из ее проявлений были различные богословские ереси, направленные против господствующей церкви. Это был своеобразный протест против феодального строя в целом. Светские и духовные власти резко выступили против еретиков. Монастырь стал местом их ссылки. В него был заточен покровитель еретиков московский митрополит Зосима, а позднее и Максим Грек, талантливый и широко образованный писатель и публицист XVI века. В его публицистических произведениях описывались нравы и разоблачались разного рода пороки среди монастырской братии. Максим Грек являлся также непримиримым противником монастырского землевладения. За все это его дважды обвиняли в ересях. В музее находится икона XVIII века с его изображением. Вероятно, это копия с более древней надгробной иконы, которая находилась на гробнице Максима Грека, похороненного в Троицком монастыре в 1556 году.

На протяжении всего XVI века проходил дальнейший интенсивный рост монастырского землевладения. Указ царя Ивана Грозного, установивший государственный контроль за ростом земельных вкладов — основных источников расширения монастырских земель, не приостановил этого процесса.

Огромные денежные средства давали возможность монахам заниматься широкой ростовщической деятельностью. Этому в значительной степени способствовали расположение монастыря на старой торговой дороге, связывавшей Москву с Архангельским портом на севере, и всяческие торговые льготы и привилегии, полученные монастырем от правительства. Торговля велась в основном хлебом, рыбой и солью.

Значительные богатства продолжали поступать в монастырь и за счет погребения на его территории знатных лиц из княжеских и боярских родов.

Успенский собор
Успенский собор

Разбогатевшее монашество стало вызывать гневное осуждение даже у царя Ивана IV. Он обличал монахов в стяжательстве, пьянстве. В своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь особенно бичует монахов Троице-Сергиева монастыря, где «иссякло благочестие и монастырь оскудел». В то же время царь продолжал поддерживать монахов. При нем монастырь получил привилегию перед другими монастырями: в 1561 году здесь была учреждена архимандрития. Неоднократно царь использовал влияние монастыря при решении важных государственных дел. Именно в этом монастыре он держал совет с троицким духовенством перед организацией опричнины и, заручившись его поддержкой, уехал в Александрову слободу, которая стала центром царской опричнины, защищавшей интересы царя и православной церкви жестокими расправами с противниками его политики.

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве. Вместо деревянных стен в 1540—1550 годах была выстроена крепостная стена с башнями из кирпича и камня, поражавшая не только своей неприступностью, но и величественной красотой.

Учитывая важность сооружения этой крепости, монастырю было дано разрешение «беспошлинно» и «безденежно» брать строительный материал, на чьих бы землях он ни находился. Сам царь неоднократно посещал в эти годы монастырь, наблюдая за ходом строительных работ, и дал на постройку крепости семь тысяч рублей.

Большие изменения произошли в эти годы и в архитектурном облике монастыря. На его обширной центральной площади, образованной в результате перестройки крепости, в 1559 году был заложен огромный Успенский собор.

В начале XVII века страна переживала глубокое хозяйственное разорение. Этому в немалой степени способствовал и страшный голод на Руси в 1601—1603 годах, сопутствуемый эпидемиями холеры и чумы, во время которого, по свидетельству одного наблюдателя, «вымерла треть царства Московского голодною смертью». А «у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания», указывал в своих записках побывавший в это время в Москве голландец Исаак Масса.

Тяжелое положение в стране усугублялось дальнейшим усилением крепостничества. Все это вызвало массовое крестьянское движение. Наиболее ярким его проявлением было мощное крестьянское выступление под предводительством Ивана Болотникова в 1606—1607 гг.

Сушильная башня
Сушильная башня

Со смертью царя Федора Ивановича и прекращением династии Ивана Калиты обострилась борьба за престолонаследие. Сложной обстановкой в стране воспользовались польско-литовские феодалы, давно имевшие агрессивные намерения в отношении Русского государства. Они выдвинули на русский престол своего ставленника — самозванца Лжедимитрия I и под предлогом помощи ему начали интервенцию. Когда Лже-димитрий был свергнут, появился второй самозванец, прозванный народом «Тушинским вором». Блокировав Москву с юга и запада, интервенты намеревались отрезать к ней путь и с севера, где стояла крепость Троице-Сергиева монастыря, через которую осуществлялась связь столицы с северными городами. К тому же богатства монастыря были заманчивой добычей для «тушинцев».

В монастыре находился сильный отряд воинов под предводительством воевод Г. Б. Долгорукова-Рощи и А. И. Голохвостова, посланный царем для поддержки крепости.

Здесь же были сосредоточены большие запасы всех видов оружия и боеприпасов. В историческом отделе музея экспонируются пушки и пищали разных калибров, ядра и «осадный» котел для варки смолы, большая коллекция западного и русского холодного оружия и специально изобретенные колючки, так называемый «троицкий чеснок», который разбрасывали на пути вражеской конницы.

Отряд «тушинцев» в 15 тысяч человек во главе с воеводами Сапегой и Лисовским в сентябре 1608 года подошел к стенам крепости. Враги тщательно подготовились к осаде. Их войско намного превосходило русских своею численностью и было хорошо вооружено.

Так началась шестнадцатимесячная оборона крепости, за стенами которой укрылись не только монахи, но и бежавшие от врагов жители окрестных поселений. Ход осады подробно описан в замечательном произведении XVII века — «Сказании Авраамия Палицына», бывшего келаря Троице-Сергиева монастыря и современника описываемых в нем событий. Автор рассказал нам о подлинном героизме защитников крепости, стойкости и мужестве простых людей, полных сознания своего долга, предпочитавших умереть страшной смертью, но не пасть перед лицом врага.