Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Андрей Рублев

Высокие идеи искусства Москвы второй половины XIV века свое ярчайшее выражение нашли в творчестве гениального художника Андрея Рублева. Имя этого прославленного мастера неразрывно связано с Троицким монастырем. Здесь «в похвалу Сергию» им написана знаменитая икона «Троица». В 20-е годы XV века вместе с Даниилом Черным он украсил Троицкий собор фресками и иконами. Иконостас Троицкого собора, написанный при непосредственном руководстве и участии великого мастера,— памятник исключительной ценности. Это один из первых образцов развитого высокого иконостаса на Руси и один из редких памятников, сохранивших свою первозданность.

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»
«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»

Лишь царские врата иконостаса в XVII веке были перенесены в небольшую церковь Больничных палат монастыря и на их месте появились новые. Сейчас врата начала XV века представлены в экспозиции. Простая и хорошо продуманная композиция, мягкие, певучие, вторящие друг другу линии выразительных силуэтов, спокойный колорит красноречиво свидетельствуют о том, что произведение создавалось если не самим Рублевым, то под непосредственным его влиянием. Останавливает на себе внимание клеймо с изображением благовещения, где художник мастерски передает легкое, стремительное движение архангела Гавриила и трепетно-взволнованное состояние Марии. Какую-то особую прелесть всей сцене придает изображение юной служанки, расположившейся с прялкой у ног Марии.

Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова
Оклад на икону «Троица» А. Рублева. XVI — XVII вв. Вклад Бориса Годунова

Образы евангелистов сдержанные, внутренне сосредоточенные. Среди них несколько выделяется фигура Иоанна, захватывающая своей силой и мощью.

Цата. Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.
Цата. Подвеска к венцу на золотом окладе с иконы «Троица» А. Рублева. Середина XVI в.

В образах, созданных Андреем Рублевым и художникам и его круга, воплощены идеальные черты физической и духовной красоты людей того времени. Их отличают глубокая одухотворенность, нравственная чистота и совершенство, лирическая эмоциональность и высокая поэтичность.

«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»
«Деяния Троицы».Конец XVIв. Фрагменты створки к иконе Андрея Рублева«Троица»

Произведения Андрея Рублева, проникнутые светлой радостью, мягкой задушевностью, верой в доброту человека, языком живописи утверждали идеи гуманизма, идеи самопожертвования во имя любви и справедливости.

Особый интерес представляет золотой оклад для прославленной рублевской иконы, сделанный по повелению Годунова взамен украшений Ивана Грозного. Золотая рамка с 34 дробницами с изображением святых проходит по краям оклада, а нимбы всех трех ангелов украшают золотые венцы с изумрудами, сапфирами и рубинами; в венец среднего ангела вставлен шестигранный изумруд с искусно гравированной композицией «Троица». Изготовление этого оклада отмечалось в ряду с событиями большой государственной важности. Англичанин Вильям Парри видел и описал торжественную процессию с участием самого царя, царицы и царевича, а также патриарха, епископов и многих именитых бояр, которая сопровождала оклад на икону от Москвы до Сергиева монастыря. Сам оклад везли в «большом ящике под охраной пожилого сановника, у которого под начальством было до 500 человек». В конце процессии 3500 человек канатами тащили колокол весом 1850 пудов (29,6 т), специально отлитый для Троицкого монастыря также в качестве вклада от царского имени.

Позднее царь Михаил Федорович добавил к годуновскому окладу иконы «Троица» золотые цаты (1626), сделанные по образцу грозненских, а в середине XVIII века, уже по заказу монастыря, на эту особо чтимую икону была изготовлена сплошная золотая риза, повторившая линии рисунка фигур ангелов с дополнением изящного растительного орнамента. И несмотря на разновременность отдельных частей, весь этот второй оклад рублевской иконы воспринимается как единое высокохудожественное произведение ювелирного искусства.