Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

ученик

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (3)

Вершиной этого моления является радостная песнь Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне со стихами из 117-го Псалма, который, по преданию, воспели Христос и ученики Его. Эта песнь свидетельствует о трех явлениях нам Сына Божия: в Воплощении, Воскресении и будущем пришествии (Деян. 13, 33; Рим. 1, 14; Кол. 1, 18; Евр. 1, 6; Апок. 12,5). К этому времени зажигаются светильники в ознаменование общей радости. Затем вычитываются отдельные кафизмы, с которых начинается главная часть Утрени — Полиелей (с греч. πολης— много, ελ&...

2. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (1)

Наиболее древней в собрании ЦАК является двучастная икона с изображением Богоматери — Оранты и великомученика Георгия Победоносца. Ее отличают архаические черты, стилевая выразительность, сдержанный колорит. Эпоха расцвета византийского искусства, получившая наименование «палеологовского возрождения», представлена в экспозиции ЦАК рядом икон, в том числе поражающим своим художественным совершенством образом «Вв...

3. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (2)

Посмотри кругом: видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!.. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!». Однако с введением общежительного устава не были согласны некоторые из братии. Это был трудный период в жизни Преподобного...

4. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (1)

1358 — Святитель Алексий, Митрополит всея Руси, основывает Андроников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Ученик Преподобного Сергия, преподобный Андроник, стал первым игуменом монастыря. 1362 — Патриарх Константинопольский Каллист прислал благословенную грамоту Преподобному Сергию. 1365 — По просьбе святого благоверного великого князя Димитрия и Митрополита Алексия, Святителя Московского, Преподобный Сергий ходил в Нижний Новгород для примирения родных братьев — Суздальских князей Димитрия и Бориса Констан...

5. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (5)

На Проскомидии символически соединяются Церковь земная и Церковь Небесная: через принесение жертвы духовной и жертвы вещественной (в виде хлеба и вина) — в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, Бессребренников и Целителей, родителей Божией Матери — Богоотец Иоакима и Анны, через призывание молитвенной помощи каждого лика святых, а также святых, память которых приходится на данный день, и русских святых, начиная с равноапостольных Владимира и Ольги и Преподобного Сергия Радонежского. Народ участвует в этих молитвах, безмолвно поминая своих ...

6. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (2)

В том же, 1685 году было предпринято строительство нового здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под именем «Заиконоспасского», по месту его нахождения «за иконным рядом», куда на следующий год торжественно переезжают Лихуды со своими учениками. Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Рязанский Стефан (Яворский; 1658—1722) Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров; 1730—1801) Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин; 1737—1812) Славяно-греко-латинская Академия, именовавшаяся первоначально греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значитель...

7. История Загорска. История Сергиева-Посада

По инициативе Троице-Сергиева монастыря и при участии самого Сергия, а также его учеников и последователей во второй половине XIV века в различных областях северо-восточной Руси было основано около 30 монастырей, ставших, в свою очередь, активными сторонниками проведения московской политики в деле освоения края и присоединения новых земель к Московскому княжеству. Русское и западно-европейское оружие и доспехи. XVIIв. В самом монастыре Сергием впервые в...

8. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Работа выполнялась смотрителем лаврской иконописной школы с учениками; они же написали иконы для вновь изготовленного трехъярусного иконостаса из розового дерева. Эта стенопись Духовской церкви также неоднократно поновлялась (особенно капитально в 1906 г.), и может быть, что под поздними записями еще скрыты фрагменты первоначальных фресок XVII века, не полностью сбитых в 1866 году. Если Троицкий собор является типичным памятником начала XV века, то в Дух...

9. Троицкий собор (1422—1423)

Строители Никоновского придела возвели не отдельно стоящее мемориальное здание над гробом Никона, а прислонили его к мощной стене Троицкого собора, объединив оба эти храма вместе, как бы увековечивая в камне мысль о духовной связи основателя монастыря и его ученика и преемника. Хотя Никоновский придел значительно уступает по размерам Троицкому собору, однако он не теряет своей самостоятельности, отличаясь насыщенностью декора и пластичностью форм. Его фасады украшают часто поставленные полуколонки, перевязанные тремя рядами бусино...

10. Историко-художественный музей-заповедник

Самым ранним памятником ансамбля является Троицкий собор — первая каменная постройка монастыря, возведенная в 1422-1423 годах при ученике и преемнике Сергия игумене Никоне. Храм был сооружен на средства сына Дмитрия Донского — князя Юрия Звенигородского, „в похвалу" Сергию, в память его заслуг перед государством. Сюда ...

11. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (6)

птицы сия, тако умножится стадо ученик твоих. И по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати». Хиротония во диакона и во пресвитера стала неотъемлемой частью литургической жизни Академического храма. Единство Неба и земли, Престола Небесного и жертвенника земного, на проскомидии символизируется и теми святыми, имена которых запечатлеваются в частицах на дискосе около Агнца в храме земном, вместе с тем пребывают одновременно и моли...

12. Троице-Сергиева Лавра. Церковноархеологический кабинет. (2)

XVI в. Икона святого великомученика Георгия Победоносца, XVI в. Икона преподобного Авраамия Городецкого, XVII в. Владимирская икона Божией Матери, шитье, кон. XVI — нач. XVII в. Московский «Апостол» диакона Иоанна Федорова, 1564 г. Панагия, XVI в. Крест, XVI в. Деревянный резной крест, XVII в. Напрестольный крест, XVIII в. Острожская Библия, 1581 г. Праотец Ной с сыновьями, XVIII в. Богоматерь с Младенцем. Эскиз В. М. Васнецова к росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве В. И. Сури...

13. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (1)

Картина на тему исторического свидетельства старца Авраамия, в котором говорится: «Дивный же в чюдесех великий Сергий паки является пономарю Илинарху, глаголя сице: «Рцы братии и всем ратным людей! Почто скорбя!, что вести послати к Москве нельзя? Аз послах от себе к Москве в Дом Пречистые Богородицы и к московским чюдотворцам всем молебное торжество совершити трех учеников своих: Михея да Варфоломея, да Наума в третьем часу нощи. И воры, и литва видящя их. И почто слуга не возвестил, еже слыша от врагов сами. Вы же, шедше из града, глаголите врагом: Видесте вы старцов, почто не изымаете их? Се будет от них на вас победа, да и на Москве всему граду будет ведомо о них,— еже и бысть» [233, с. 184—185]. ...

14. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (1)

Своеобразие местных напевов особенно проявляется в праздничных песнопениях, относящихся к Дню Святой Троицы, и в песнопениях, прославляющих основателя Лавры Преподобного Сергия, а также сподвижника его Преподобного Никона и их учеников. В разные времена напевы Лавры находили различное художественное выражение. В настоящее время сохраняется обычай исполнения созданных в Лавре песнопений в гармонизации иеромонаха Нафанаила, Лаврского регента конца XIX — начала Хранителем певческого наследия Лавры является хор Лавры и Московской Духовной Академии, который в настоящее время исполняет Богослужебные песнопения не только местными распевами, но и распевами других русских монастырей — Соловецкого, Валаамског...

15. Загорск, Сергиев Посад. История, современность, события, люди. Историко-культурный и краеведческий городской портал

Люди из разных уголков земного шара восхищаются удивительной гармонией, открывающейся в каждом памятнике, созданном русскими умельцами — учениками Преподобного Сергия, дарами-вкладами, принесенными благодарными путешественниками, однажды посетившими Лавру и никогда не забывающими того, что пережили здесь. Знаки благодарения Святой Троице и ее верному служителю — Преподобному Сергию Радонежскому выражены и в ...

16. Музей-заповедник: Лаковая роспись

В собрании музея имеются работы старейшего художника И. С. Леонтьева, его ученика А. П. Гогина, В. В. Кледова, заслуженных художников РСФСР Н. П. Антипова и Б. В. Графова. ...

17. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (1)

Спас на Престоле с предстоящими: БожиеЙ Матерью, Иоанном Предтечей, Архангелами Михаилом и Гавриилом, Апостолами Андреем, Петром и Павлом, Святителями Иоанном Златоустом и Спиридоном Тримифунтским, Мучеником Евдокимом, Преподобным Феодором Студитом, святым князем (или Пророком — ?) Даниилом, Великомученицей Анастасией Узорешительницей и святой Мученицей Феодосией Девой. В подписи — слова тропаря: «Более отец наших, творя...

18. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (1)

Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV в. Печатаются по Троицким спискам XVI в., с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четьи-Миней, присоединением стихир Преподобному Сергию по напеву, именуемому «трезвон», положенных на церковные линейные ноты в начале XVIII столетия. Сообщ. архимандрит Леонид. СПб., тип. В. Балашева, 1885. XXVIII, 167 с; 14 л. нот. С изображением Святого из Троицкой ру...

19. Историко-художественный музей-заповедник

Однако это соединение двух построек прежде всего подчеркнуло взаимосвязь Учителя и Ученика, их духовную преемственность и нерасторжимость даже после смерти обоих. Только благодаря самоотверженному труду советских реставраторов этим, как и многим другим памятникам ансамбля, был возвращен их пер...

20. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (7)

Монашеское чествование Матери Божией в Лавре соединено с воспоминанием Ее явления с Апостолами Петром и Иоанном Преподобному Сергию во время Рождественского поста, когда после чтения Преподобным Сергием благодарственного канона с акафистом Она произнесла: «Не бойся, избраннице Мой! Я пришла посетить тебя. Молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, услышана, и об Обители своей не тужи более: отныне она оубет всем изобиловать, и не только пока ты находишься в этой жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от Обители твоей, подавая неоскудно все нужное» [43, с. 104]. Все праздники в честь Божией Матери проходят в Лавре торжественно и с благоговением, но особенно— когда совершается престольный праздник в честь Успения Божией Матери и когда в Лаврских храмах возносят...

21. Успенский собор (1559—1585 гг.)

На столбах и оконных откосах размещены изображения в рост святых, мучеников, благоверных «князей» и преподобных. Традиционные сюжеты представлены также на сводах, парусах и барабанах. Стенописи Успенского собора присуща индивидуальная характеристика образов, внимание к передаче пространства и подчеркнуто торжественная постановка фигур. Картины разде...

22. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (6)

В Святой Церкви Русской по почину благоверного князя Димитрия было положено начало поминовениям русских воинов в субботу перед 26 октября/8 ноября— днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Небесного покровителя Димитрия Донского. Эти поминовения явились первыми русскими родительскими субботами. ...Велик Синодик Троице-Сергиевой Лавры (см. с. 64). Велика и молитва Сергиевой Обители, в которой ежегодно наряду с именами героев— благоверного князя Димитрия, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Осляби)— возносятся молитвенно имена воинов всех времен, жизнь свою за Оте...

23. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

8]. Один из его ближайших учеников вынужден был признаться: «Дивлюся же, како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, как убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнележе преставися, 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший». «Взирая на множество трудов Старца и на великое его подвижничество,— свидетельствует составитель Жития,— я приходил в недоумение и ужас, делаясь как бы...

24. Памятники монастырского некрополя XV—XVIII веков

В XIV веке на территории монастыря был похоронен ученик Сергия Радонежского переписчик книг Исаакий Молчальник, умерший в 1388 году. В XV веке здесь были погребены знаменитые писатели древности Епифаний Премудрый — автор жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского, Пахомий Логофет, родом серб, и иеродиакон Зосима, оставивший описание своих путешествий на Восток в книге под названием «Ксенос». За право быть похороненными на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, вотч...

25. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Выдающиеся пастыри и архипастыри Русской Православной Церкви — ученики Преподобного Сергия Радонежского и их преемники со времени кончины Преподобного до конца XVIII в. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1960. 120 с. На правах рукописи. 99. Давид (Кузьмич), иеромонах. Ученики Преподобного Сергия Радонежского— создатели русских обителей. Курсовое сочинение. Троице-Сергиева Лавра (Загорск), МДА, 1967. 152 с, ил. На правах рукописи. 100. Кед...

26. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (1)

В Серапионовой палате хранятся десница Апостола первомученика архидиакона Стефана (†37), а также стоят гробницы Святителей Иоасафа, Митрополита Московского (†1555), Серапиона, архиепископа Новгородского (†1516), преподобного Дионисия Радонежского— покровителя «учения книж...

27. Троице-Сергиева Лавра. Собор Радонежских святых

память 24 августа Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын); игумен Троице-Сергиевой Обители (1529—1539) † 1555, память 27 июля Преподобный Максим Грек † 1556, память 21 января Священномученик Иоасаф Боровский, архимандрит Троице-Сергиевой Обители (1605—1610) † 1610, память 5 июля и 12 января Преподобный Иринарх пономарь †1621, память 28 ноября и 12 января Преподобный Дорофей, книгохранигель † 1622, память 5 июня Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой обители (1610—1633) † 1633, память 12 мая Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, наместник Троице-Сергие...

28. Троице-Сергиева Лавра. Московская Духовная Академия. (5)

Любовь Преподобного Сергия ко Святой Троице распространилась и в его учениках. И теперь Святейший Патриарх Пимен как Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры продолжает укреплять духовную связь многих народов мира с Обителью. «Желаю, чтобы тот путь, который намечен Русской Православной Церковью — путь единения Святых Божиих Церквей, путь защиты ...

29. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (3)

Близость Святителя Алексия к Патриархам Константинопольским Каллисту — ученику Преподобного Григория Синаита, Святителю Филофею — ученику Святителя Григория Паламы, несомненно, способствовала восприятию того опыта стяжания Божественного Света, которого приобщились на Святой Горе Синай и на Святой Горе Афон выдающиеся представители духовной жизни Виза...

30. Колокольня (1741-1769 гг.)

Колокольня (1740—1770) и звонница Духовской церкви (1476) В 1747 году Мичурин был послан на ответственные работы в Киев, и дальнейшее строительство этого уникального сооружения связано с именем его ученика — другого талантливого русского архитектора, Д. В. Ухтомского. Как и Мичурин, Ухтомский весьма критически отнесся к проекту, присланному из Петербурга. Он видел, что низкая трехъярусная композиция колокольни не гармонировала с окружающими постройками и явно не могла взять на себя роль главного композиционного и идейного центра, которая по традиции отводилась подобным сооружениям в ансамблях русских монастырей. Вл...

31. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Можно предполагать, что воспитанниками этой дружины мастеров были такие иноки, как Преподобный Амвросий — Троицкий резчик, который работал вместе со своими учениками не только с деревом, но и с благородным металлом. По замечанию исследователей, «цельность замысла и высокое совершенство выполнения их работ несомненно свидетельствует о зрелости исполнителя — и как художника, и как техника. Невозможно представить себе такую работу без хорошей шк...

32. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (8)

Когда епископ Стефан проезжал в десяти верстах от монастыря, направляясь в Москву, и, по свидетельству его спутников, прочитав Достойно есть, поклонился святому Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат!», Преподобный Сергий с учениками был на трапезе. Он провидел духом, что сотворил Святитель Стефан, и, по свидетельству Преподобного Епифания Премудрого, встал, совершил молитву и, поклонившись, сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобой!» [43, с. 90]. Завершается трапеза особыми молитвословиями из «Чина о Панагии» с раздроблением Богородичной просфоры и вкушением ее братией. ...

33. Троице-Сергиева Лавра. Краткая летопись Лавры. (2)

Одновременно освящены два придела: во имя великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. 1586 — 8 июля монастырь посетил Антиохийский Патриарх Иоаким VI. 1589 — 5—10 февраля монастырь посетил Константинопольский Патриарх Иеремия. 1591 — Монастырь посетил Митрополит Болгарский Дионисий Палеолог. 1600 — Борисом Федоровичем Годуновым обложен золотом и драгоценными камнями храмовый образ Живоначальной Троицы. 1605 — 1610 — Годы настоятельства священномученика Иоасафа Боро...

34. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (6)

Преставился Преподобный Никон 17 ноября 1426 года. Ученики в 1548 году воздвигли над его гробом храм у южной стены Троицкого собора. Преподобный Дионисий в 1623 году перестроил его в более просторный — белокаменный. МОЛИТВА Преподомному Никону Радонежскому и всея России Чудотворцу Преподобие и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погр...

35. Основание монастыря. XIV век

Во второй половине XIV века Сергием и его учениками были основаны двадцать два монастыря в различных русских княжествах, и современники с полным правом говорили о нем: «бе начальник и учитель всем монастырем иже в Руси». Но особенно широкий откл...

36. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Икона «Явление Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Преподобному Сергию Радонежскому и его ученику Преподобному Михею». Писана на доске от деревянной раки Преподобного Сергия. По краю историческая запись: «Божиею милостию государь царь и великий князь Феодор Иоаннович велел зделать раку сребряную чудотворцу Се...

37. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (7)

Собор Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого великомученика Феодора Стратилата, святой мученицы Ирины (южный) и святителя Николая Мирликийского Чудотворца (северный). В XVI веке с Троице-Сергиевым монастырем глубоко связаны Святители Русской Церкви: Серапион I, архиепископ Новгородский (†1516), Иоасаф I, митрополит Московский (†1555), Алексий, архиепископ Ростовский (†после 1550), Гурий, епископ Рязанский (†XVI в), Елевферий, епископ Суздальский (†1567), Кирилл I, митрополит Московский (†1572), Кирилл III, ...

38. Музей-заповедник: Живопись XVII века

В произведении запечатлено евангельское предание о последней трапезе Христа со своими учениками-апостолами, где он сообщает о предательстве одного из них. Большое место в иконе уделено передаче внутреннего пространства. Здесь Симон Ушаков близко подошел к решению проблемы линейной перспективы: плиточный пол, дверь, ниша, стол, скамейки даны в перспективном сок...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................