Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

закомар

 

1. Успенский собор (1559—1585 гг.)

Как и другие памятники архитектурного ансамбля монастыря, за свое длительное существование собор подвергался переделкам. Так, в XVIII веке позакомарная кровля была заменена четырехскатной, что повлекло надстройку барабана центральной главы, сферическая форма глав заменена луковичной, разобрана каменная паперть у западной стены, у трех фасадов появились ярко раскрашенные крыльца. В конце XIX века под собором была устроена Всехсвятская церковь-крипта, что значительно ослабило фундамент собора. В советское время ведутся работы по изучению памятника, укреплению с...

2. Троице-Сергиева Лавра. Краткий указатель книг, статей (2)

Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря (исследование и реставрация позакомарного покрытия и звонницы).— Архитектурное наследство, 1972, сб. 19, с. 53 — 65; ил., черт. 171. Брайцева О. И. Надврагная церковь [Рождества Иоанна Предтечи] Троице- Сергиева монастыря.— Архитектурное наследство. 1972, сб. 19, с. 83—92; ил., черт. 172. Комаров Б. Д. Смоленская церковь (Одигитрии). Памятник архитектуры XVIII в.— Сообщения Загорского гос. ист.-художественного музея-заповедника, 1958, вып. 2, с. 59...

3. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)

Эти изразцы обильно украшают всю церковь; они располагаются то поясами в фризах, венчающих четверик и восьмерик, то группируются на полях закомар и кокошников, то рассыпаются одиночными вкраплениями на гранях шатра; на белом фоне стен они выглядят особенно эффектно. Как отзвук недавних ратных подвигов, на многих изразцах изображены воины и пуш...

4. Троицкий собор (1422—1423)

Другой фрагмент живописи 1635 года-—композиция «Богоматерь с младенцем и святителями» — сохранился в средней закомаре над апсидой 65. Первоначально вход в Никоновский придел был с юга; в конце XVII века к нему пристроили «фонарную паперть» на колоннах, открытую на три стороны по образцу крылец строящейся тогда рядом трапезной. В 1826 году колонны паперти заменили пилястрами, сделав для них новые...

5. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Фасады центральной группы церквей и соборов сохраняют белый цвет, но украшаются живописью полукружия закомар сначала Успенского собора (1621), а затем Троицкого собора и его придела (1635); появляются вкрапления зеленых изразцов на белом шатре больничной церкви Зосимы и Савватия (1638). Белый цвет, который получили кирпи...

6. Историко-художественный музей-заповедник

Неизвестный мастер придал ему форму кубического храма с позакомарным покрытием, которая, по мнению исследователей, напоминает своими очертаниями возведенный ранее по той же схеме, что и Троицкий, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1693-1699 годы Примечательно, чт...

7. Монастырь и посад в XVIII веке

Существенным изменениям подверглись также древние церкви и соборы: почти все они обросли пристройками, изменилась форма куполов, четырехскатные кровли скрыли их живописные закомары и кокошники, а фасады Троицкого собора, Никоновского придела и Духовской церкви были даже раскрашены «наподобие мрамора» (1769). Панорама монастыря в конце XVIII века. Реконструкция В. И. Балдина Монастырь в конце XVIII века. Вид с юго-востока. Макет-Реконструкция В. И. Балдина Переделки, проводимые монастырскими властями в XVIII веке, нанесли существенный ущерб художественному облику всего ансамбля. Но в это же время он обогатился такими интересными сооруж...

8. Музей-заповедник: Золотое и серебряное дело

В 1405 году, возможно мастерами Троицкого монастыря, было выполнено серебряное золоченое кадило в форме одноглавого храма с позакомарным покрытием. Как сообщает гравированная надпись, оно делалось по замышлению игумена монастыря Никона. Форма кадила живо напоминает ранние московские памятники зодчества, и в частности белокаменный Троицкий собор монастыря. Мастер-серебряник в этом неболь...

9. Троицкий собор (1422—1423)

С трех сторон собор имеет перспективные порталы (архитектурно оформленные входы), обрамления которых повторяют килевидную форму закомар. На западном фасаде — огромный киот с живописным изображением Троицы. Над диагональными кокошниками — декоративными подобиями закомар — высится массивный, несколько смещенный к востоку башнеобразный барабан с десятью высокими окнами, увенчанный шлемовидной главой. Благодаря стройной системе искусственных ракурсов и оптических поправок собор внутри кажется намного выше. Особый инте...

10. Пятницкая и Введенская церкви (1547 г.)

) не имеет диагональных закомар. Введенская и Пятницкая церкви. Планы В архитектуре Пятницкой церкви нет той величавой монументальности, которая свойственна соседнему Введенскому храму. Ее образ отмечен интимностью и уютом, характерным для посадских церквей, сооружаемых прихожанами слободы или улицы. Церковь и примыкающая к ней трапезная перекрыты сомкнутыми сводами без промежуточных опор, что д...

11. Духовская церковь (1476-1477 гг.)

Однако мастера отказались при этом от традиционного щипцового покрытия над пролетами звона, заменив его ки-левидными кокошниками, повторяющими «московский» рисунок закомар четверика. Кроме того, в отличие от большинства подобного рода сооружений Пскова, звонница Духовской церкви не представляет отдельный объем, а образует с ней единое целое. Декоративное убранство церкви повторяет ...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................