Сергиев Посад. Историко-культурный и краеведческий городской портал.
Страницы истории Архитектурный ансамбль Музей-заповедник Страницы истории Литургическая жизнь Общественное служение

Монастырь - Посад - Город
Страницы истории
Основание монастыря. XIV век
Монастырь и слободы в XV веке
Монастырь и посад в XVI веке
Монастырь и посад в начале XVII века
Монастырь и посад в конце XVII века
Монастырь и посад в XVIII веке
Город и монастырь в XIX - XX веках
Город и монастырь после 1917 года
Памятники на территории лавры
Троицкий собор (1422—1423 гг.)
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
Успенский собор (1559—1585 гг.)
Казначейский корпус келий (XVII в.)
Больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия (1635—1637 гг.)
Предтеченский корпус (XVII в.)
Трапезная с церковью Сергия
(1686—1692 гг.)
Царские Чертоги (конец XVII в.)
Надкладезная часовня (конец XVII в.)
Надвратная церковь (1693-1699 гг.)
Митрополичьи покои (XVI—XVIII вв.)
Смоленская церковь (1745—1753 гг.)
Михеевская церковь (1734 г.)
Колокольня (1741-1769 гг.)
Памятники монастырского
некрополя XV—XVIII веков
Обелиск (1792 г.)
Крепостные стены и башни
Пятницкая башня
Красная башня
Сушильная башня
Уточья башня
Звонковая башня
Каличья башня
Плотничья башня
Пивная башня
Водяная башня
Луковая башня
Памятники на территории города
Пятницкая и Введенская церкви
(1547 г.)
Часовня Пятницкого колодца
Посадские церкви
Введение
Древнерусское искусство
Древнерусская живопись
XIV—XVII веков
Живопись второй половины XIV века
Искусство ранней Москвы
Андрей Рублев
Живопись XV века
Живопись конца XV - начала XVI века
Живопись XVI века
Живопись троицких мастеров
XVI века
Живопись конца XVI - начала XVI
века
Живопись XVII века
Древнерусское прикладное искусство
XIV—XVII веков
Лицевое шитье
Орнаментальное шитье
Мелкая пластика
Золотое и серебряное дело
Русская живопись, графика и
прикладное искусство XVIII -
начала XX века
Живопись
Графика
Графика начала XX века
Серебряные изделия
Жемчужное шитье
Фарфор и стекло
Мебель
Русское народное искусство
XVII - начала XX века
Домовая резьба по дереву
Предметы быта
Прялки и донца
Гончарное производство
Изделия из металла
Русская набойка
Головные уборы
Резная кость
Декоративно-прикладное искусство
советского периода
Обработка металла
Резьба по камню
Резьба по кости
Лаковая роспись
Роспись и резьба по дереву
Кружевные изделия
Вышивка
Декоративные ткани
Стекло и фарфор
Художественно-педагогический
музей игрушки
Для иноземных гостей
От автора
Алфавитный указатель

      

Алфавитный указатель

жители

 

1. Троице-Сергиева Лавра. Литургическая жизнь. (4)

Нередко в этот ранний час приходят сюда студенты и воспитанники Духовных Академии и Семинарии, благочестивые местные жители, а также паломники, прибывшие из разных епархий Русской Православной Церкви, чтобы разделить с братией эту раннюю молитву. Цель монашеского подвига — сохранить единство общежительного братства, основанного Преподобным Сергием, и тем внести свой вклад в дело укрепления единства разделенного мира. Утверждая мир в себе через подвиг смирения, священноиноки служат приходящим к ним на исповедь многочисленным паломникам...

2. Посадские церкви

После очередного пожара жители села в 1769 году «челобитьем» добились разрешения поставить эту каменную церковь, ссылаясь на то, что за «многослучающимися пожарами» только за последние пятьдесят лет в их селе сгорело уже семь деревянных храмов вместе с церковным украшением. К сожалению, Успенская церковь сохранилась лишь частично — давно нет ее высокой трехъярусной колокольни, трапезная обстроена пристройками, и лишь один двухсветный храм с низкой апсидой и сложной сф...

3. Монастырь и слободы в XV веке

В связи с этим село Клементьево пользовалось различными льготами: жители его освобождались от дани и пошлин, сюда запрещалось въезжать на пиры «незваным боярским людям», ставиться «ездокам» и брать «безденежно» корм и подводы. Располагаясь в отдалении от монастыря, за оврагами и перелесками, все эти села только намечали то кольцо застройки вокруг него, которое со временем образовало единый посад. ...

4. Историко-художественный музей-заповедник

Шестнадцать месяцев воины, монахи и жители окрестных поселений отражали нападение войск интервентов. Героическая оборона монастыря-крепости была описана современником событий монастырским келарем Авраамием Палицы-ным в его „Сказании". Неув...

5. Город и монастырь в XIX - начале XX века

Была проведена опись домов по Московской улице, «состоящих не на прожектированной линии», а их владельцам было предложено провести необходимые работы «для отвращения видимого с наружной стороны безобразия». Однако оказалось, что жители «главнейшей улицы приезда великолепнейшего монастыря» не в силах сами привести свои дома в порядок, так же как и город был не в состоянии перестроить обветшавшую ратушу и покосившиеся лавки. Комиссия для строений рекомендовала обратиться к царю с просьбой о выделении городу ссуды в 50 тысяч рублей, считая, что только «одним сим средством можно привести всю сию улицу в благовидное устройство», а также перестро...

6. История Загорска. История Сергиева-Посада

Царизм всеми силами укреплял церковный авторитет, а служители культа, в свою очередь, освящали и оправдывали самодержавие. Задачами церкви было воспитание верноподданнических чувств у народа, оправдание крепостнического гнета как «божественного установления» и отвлечение народных масс от действий, направленных против царского строя. Этим целям служила армия священников и монахов во главе с высшими руководит...

7. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (5)

Своими вдохновенными творениями иноки и посадские жители составили под руководством Преподобного Никона Радонежского поистине гимн своему учителю, Авве Сергию, воздвигнув собор Святой Троицы, а затем созидая памятники всей последующей истории Троице-Сергиевой Обители. Преподобный Никон «скоро» собрал в Троице-Сергиев монастырь «живописцы, мужи изря...

8. История Загорска. История Сергиева-Посада

Так началась шестнадцатимесячная оборона крепости, за стенами которой укрылись не только монахи, но и бежавшие от врагов жители окрестных поселений. Ход осады подробно описан в замечательном произведении XVII века — «Сказании Авраамия Палицына», бывшего келаря Троице-Сергиева монастыря и современника описываемых в нем событий. Автор рассказал нам о подлинном героизме защитников крепости, стойкости и мужестве простых людей, полных ...

9. Монастырь и посад в XVIII веке

Монастырь и посад в XVIII веке После завоевания Россией выхода к Балтийскому и Черному морям дорога Москва — Архангельск утратила свое прежнее монопольное значение по связи с «заморскими странами» и потому объем торговли в Троицком посаде стал резко падать, Однако еще долгое время отмечалось, что жители села Клементьева «на большой проезжей московской дороге. . . от постою с своих дворов и от продажи харчу, конского корму получают себе немалую прибыль» (1758). В петровское время строительная деятельность в масштабе всей страны была целиком подчинена государственным задачам. Затян...

10. Город и монастырь после 1917 года

П. Осипов. 1926 Многие жители Посада, занимавшиеся ранее обслуживанием паломников, остались без средств к существованию и потому стали покидать город. Советская власть принимала все возможные меры к быстрейшему пуску остановленных производств и трудоустройству безработных, организовывала кооперации кустарей, курсы по ликвидации неграмотности, Советские административные учреждения разместились в лаврской гостинице и То...

11. Троице-Сергиева Лавра. Страницы истории. (4)

На базе различных производств монастыря со временем в Сергиевом Посаде развилась художественная промышленность. «Жители в слободе и по деревням трудолюбивы,— отмечалось в «Географическом лексиконе Российского государства» за 1773 год.— Многие упражняются в рукоделиях, делают и продают резные крашеные и писаные деревянные вещи, ларчики, чашки, детские игрушки и тому подобное. До нас дошло предание о том, что Преподобный Сергий сам вырезал игрушки и раздавал их детям». Различные события, связанные с жизнью Посада, легли в основу местных легенд. «Кругом Троицы действительно нет змей,— сообща...

12. Монастырь-крепость и посад в первой половине XVII века

Готовясь к встрече интервентов, жители подмонастырских сел и слобод сожгли свои дома, «дабы не было врагу пристанища», и укрылись за стенами крепости. Располагая многочисленным и хорошо вооруженным войском, имевшим большой опыт в покорении крепостей и городов, Сапега и Лисовский были уверены в быстрой и легкой победе. Подойдя к монастырю, они обратились к его защитникам с предложением о добровольной сдаче, угрожая, что «зараз взяв замок ваш. . . всех порубаем». Но внушительное превосходство сил противни...

13. Троице-Сергиева Лавра. Общественное служение. (3)

Темже всесвятую память вашу празднующе, благодарственно сйце возопийм: Радуйтеся, Сергие, Никоне и вси Радонежстии чудотворцы, усерднии служителие Живоначальныя Троицы. Преподобный Сергий благословляет на игуменство Преподобного Никона. Миниатюра из Лицевого Жития Преподобного Сергия. ГБЛ, ф. 304/Ш, № 21 (М. 8663), л. 279 об. И делегаты сессии единодушно указали пути ликвидации нищеты: изменение несовершенных социальных структур, борьба за устранение очагов международной напряженности, сотрудничество и взаимопомощь между народами, помощь развивающимся странам. О коварной сущности к...

 

Продолжение алфавитного указателя

     >>>>>     0
!...................
20
!...................
40
!...................
60
!...................
80
!...................
100
!...................
120
!...................
140
!...................
160
!...................
180
!...................
200
!...................